Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

О нас

Объявления

Досудебная апелляция по налоговым и таможенным спорам

Уважаемые предприниматели!

 С 1 июля 2017 года рассмотрение жалоб на уведомление о результатах налоговой/таможенной проверки, уведомление об устранении нарушений по результатам камеральной таможенной проверки осуществляется уполномоченным органом - Министерством финансов РК.

В целях рассмотрения указанных жалоб при Министерстве финансов создана Апелляционная комиссия, в состав которой включены представители государственных органов и Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен».

При возникновении вопросов по порядку обжалования результатов проверки предприниматели могут обращаться к следующим специалистам Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»:

  • Ансарова Ирина Ынтымаковна – Заместитель директора Департамента таможенного администрирования, по телефону: 8/7172/ 919-341
  • Осипова Эльмира Бабахановна – Заместитель директора Департамента налогообложения, по телефону: 8/7172/ 919-339

 

 

 

Уважаемые предприниматели!

Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» (далее – НПП «Атамекен») в порядке информирования предпринимателей сообщает следующее.

С 1 июля 2017 года при участии НПП «Атамекен» начала свою работу Апелляционная комиссия при Министерстве финансов Республики Казахстан.

С начала введения данного механизма Апелляционной комиссией рассмотрено порядка 118 жалоб предпринимателей на результаты налоговых проверок, то есть 50% от общего количества поступивших жалоб (на рассмотрение поступило 238 жалоб).

По итогам рассмотрения жалоб в каждой третьей жалобе подтверждаются законные требования предпринимателя (34%).

Участие НПП «Атамекен» в работе Апелляционной комиссии не ограничивается только рассмотрением жалоб, но и дает возможность проанализировать качество, составляемых органами государственных доходов актов налоговых проверок, а также позволяет выявлять наиболее часто встречающиеся факторы, приводящие к доначислению налогов (пени, штрафов), и принимать по ним соответствующие меры по предотвращению и минимизации рисков.

В связи с чем, НПП «Атамекен» проведен анализ актов налоговых проверок, составленных и обжалованных в 2017-2018 г.г., по результатам которого выработаны соответствующие рекомендации.

Анализ по выявлению наиболее часто встречающихся факторов, приводящих к доначислению налогов (пени, штрафов), будет проводиться на постоянной основе.

Также на постоянной основе анализируется качество, составляемых органами государственных доходов актов налоговых проверок, по результатам которого в рамках Апелляционной комиссии информируется КГД МФ РК о необходимости повышения качества составляемых актов проверок.

Все материалы, касающиеся обжалования налоговых проверок, будут размещаться на данном на официальном интернет - ресурсе НПП «Атамекен»: www.atameken.kz в разделе «Досудебная апелляция по налоговым и таможенным спорам».



 

Информация об итогах рассмотрения Апелляционной комиссией жалоб предпринимателей на уведомление о результатах налоговой проверки 
за период с 1 июля 2017 года по 1 июня 2018 года (далее – отчетный период)

I. За отчетный период на рассмотрение Апелляционной комиссии поступило 238 жалоб предпринимателей на уведомление о результатах налоговой проверки (далее – жалоба).

Апелляционной комиссией решения вынесены по 118 жалобам:

по 40 жалобам, или 34% (на 4 577,6 млн. тенге, или 15%) - в пользу предпринимателей;

по 78 жалобам, или 66% (на 25 845,3 млн. тенге, или 85% - в пользу налоговых органов.

 

II. Количество жалоб, подаваемых на результаты налоговых проверок, сократилось в два раза

 

Поступило жалоб

Отказано (истек срок, обжаловано в суде) либо отозвано

Принято на рассмотрение

Вынесены решения

2016

591

186

405

405

1 полугодие 2017

496

124

372

372

2 полугодие 2017

236

94

142

50

на 1 июня 2018

134

38

96

68

 

III. По данным анализа законные требования предпринимателей удовлетворяются в каждой третьей (34%) жалобе, ранее решения в пользу предпринимателей принимались лишь в каждой пятой (19%) либо восьмой (12%) жалобе.

период

рассмот

рено

в пользу налоговых органов

в пользу предпринима

теля

% /частота удовлетворения законных требовании предпринимателя

2016

405

330

75

19%, или в каждой пятой  жалобе

1 полугодие 2017

372

329

43

12%, или в каждой восьмой жалобе

с 1 июля 2017г.

по 1 июня 2018 г

118

78

40

34% или в каждой третьей жалобе

 

IV. Наибольшее количество жалоб приходится на результаты проверок налоговых органов г.Алматы (23 жалоб, или 19%), Восточно-Казахстанской (16 жалоб, или 13%) и Актюбинской областей (11 жалоб, или 9%).

По другим регионам варьирует в пределах 5 (33%) – в Акмолинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Мангистауской, Северо-Казахстанской и Южно-Казахстанской областей 8 (26%) жалоб – в Алматинской, Костанайской и Павлодарской областей, г.Астана либо отсутствует – в Жамбылской и Кызылординской областях

V. Налоговые проверки, результаты которых обжалованы предпринимателями в рамках Апелляционной комиссии, назначены по следующим основаниям:

39% - согласно плана налоговых проверок (статья 145 Налогового кодекса);

22% - согласно требования о возврате суммы превышения НДС, указанного в декларации по НДС (подпункт 6) пункта 1 статьи 142, статьи 145 и 152 Налогового кодекса);

19% - в рамках уголовного дела (подпункт 3) пункта 3 статьи 145 Налогового кодекса);

7% - в связи с неисполнением уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля (подпункт 9) пункта 1 статьи 142, пункт 3 статьи 145 Налогового кодекса);

4% - в связи с прекращением деятельности либо ликвидацией предпринимателя (пункт 3 статьи 145 Налогового кодекса);

3% - согласно заявления предпринимателя на возврат уплаченного КПН в связи с применением положений международного договора, регулирующего вопросы избежания двойного налогообложения (подпункт 7) пункта 1 статьи 142, пункт 3 статьи 145, статья 153 Налогового кодекса);

3% - согласно поручения органов прокуратуры (подпункт 5) пункта 3 статьи 144 Предпринимательского кодекса РК);  

3% - в связи с коллективным обращением граждан (жильцов, таксистов и т.д.) (пункт 3 статьи 144 Предпринимательского кодекса РК);  

VI. Предметом обжалования результатов налоговых проверок являются следующие основания:

57 % - доначисление КПН и НДС в результате увеличения СГД / облагаемого оборота, исключения вычетов и зачета, уменьшения вычета и корректировки НДС, отнесенного в зачет

14 % - неподтверждение к возврату сумм превышения НДС по итогам применения СУР, формирования аналитического отчета «Пирамида», встречных проверок, в связи с не поступлением валютной выручки по экспортным операциям, по другим причинам

14 % - доначисление других налогов и платежей в результате неправильного определения объекта обложения либо некорректного исчисления суммы налогов и платежей (ИПН, налога на имущество, социального налога, налога на игорный бизнес, рентного налога, НДПИ, подписного бонуса, платы за использование радиочастотного сектора, платы за эмиссии в окружающую среду, обязательных пенсионных взносов)

9% - исключение из вычетов/из зачета взаиморасчетов с поставщиками товаров (работ, услуг), чья регистрация (перерегистрация) решением суда признана недействительной  

6% - исключение из вычетов/ из зачета сделок, признанных решением суда недействительной  

 

 

Рекомендации
по результатам анализа по выявлению наиболее часто встречающихся факторов, приводящих к доначислению налогов (пени, штрафов)

I. Относительно отнесения на вычеты/в зачет расходов по приобретенным товарам

На практике отдельные предприниматели относят расходы по приобретенным товарам (работам, услугам) на вычеты по КПН и НДС в зачет без надлежащего оформления первичных документов, подтверждающих факт совершения операции (события).

Одним из примеров неполного документального подтверждения расходов по приобретенным товарам является факт отсутствия товарно-транспортных накладных и путевых листов при перевозке товара автомобильным транспортом.

Требование по составлению товарно-транспортной накладной предусмотрено положениями Гражданского кодекса РК и Закона РК «Об автомобильном транспорте», а также Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными приказом Министра по инвестициям и развитию РК.

Примечание: см. статью 689 Гражданского кодекса РК (Особенная часть), статью 30 Закона РК «Об автомобильном транспорте», пункт 138 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 30 апреля 2015 года № 546

Рекомендации предпринимателям: в целях снижения рисков возникновения налоговых споров при отнесении на вычеты/ в зачет расходов по приобретенным товарам наряду с такими подтверждающими документами как: договор о поставке товара (перевозке груза), счет-фактура, платежное поручение (расходный ордер), акт приема-передачи товаров, накладная на отпуск запасов в сторону необходимо обращать внимание на наличие товарно-транспортной накладной и путевого листа при перевозке товара автомобильным транспортом, а в случаях самовывоза товара – на наличие на праве собственности (на балансе) транспортного средства.

 

II. Относительно отнесения на вычеты/в зачет расходов по приобретенным работам (услугам)

Зачастую налоговые органы для подтверждения расходов по приобретенным работам (услугам) наряду с такими подтверждающими документами как: договор на выполнение работ (оказание услуг), счет-фактура, акт выполненных работ (оказанных услуг), платежное поручение (расходный ордер) в рамках проверки требуют предоставить дополнительные документы, раскрывающие содержание (суть) выполненной работы (оказанной услуги).

В случае непредоставления предпринимателем таких документов проверяющий исключает отнесенные на вычеты/в зачет расходы по приобретенным работам (услугам), соответственно, производит доначисление КПН и НДС.

 

Рекомендации предпринимателям: при отнесении на вычеты/в зачет расходов по приобретенным работам (услугам) необходимо обращать внимание на наличие отчета о выполненной работе или оказанной услуге с описанием и детализацией выполненной работы и оказанной услуги:

пример №1: при выполнении работ по управлению проектом по строительству –  на наличие отчета о ходе выполнения работ (содержащий информацию о текущей ситуации на строительной площадке, о текущей ситуации по освоению денег, прогноз по бюджету проекта, анализ увеличения или уменьшения персонала, участвующих в строительстве, уровень эффективности персонала, вопросы о качестве выполненных работ, вопросы логистики и т.д.);

пример №2: при оказании услуги по поиску и подбору персонала – на наличие отчета о проделанной работе (содержащий информацию о вакантных должностях, список потенциальных кандидатов, соответствующих   предъявленным требованиям, с указанием ФИО и описанием деловых и личностных качеств, о ходе проведенного интервью с кандидатами), приказ о приеме на работу;

пример №3: при оказании консультационных услуг по вопросам налогообложения – на наличие отчета о проделанной работе (содержащий сведения о проведенном анализе, разработке рекомендации, подготовке проекта соглашения и т.д.).

 

III. Относительно неподтверждения взаиморасчетов с поставщиками товаров, работ, услуг по результатам встречных проверок

В рамках проверки налоговый орган в случае выявления нарушений (расхождений) по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида по поставщикам» вправе назначить встречную проверку с целью подтверждения взаиморасчетов с поставщиками товаров, работ, услуг.

По результатам встречных проверок взаиморасчеты с поставщиками товаров, работ, услуг не подтверждаются, поскольку:

1) поставщики товаров, работ, услуг сняты с регистрационного учета по НДС, в том числе ликвидированы, признаны бездействующим, банкротом, лжепредприятием;

2) государственная регистрация (перерегистрация) поставщика товаров, работ, услуг решением суда признана недействительной;

3) поставщики товаров, работ, услуг отсутствуют по месту нахождения либо утратили учетную документацию.

Примечание: Аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной предпринимателем налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

Сведения о налогоплательщиках (налоговых агентах), имеющих налоговую задолженность, признанных бездействующими, банкротами, лжепредприятиями, а также регистрация которых признана недействительной на основании вступившего в законную силу судебного акта, сведения о результатах налогового обследования и т.д. размещаются налоговыми органами на Интернет-ресурсе: www.kgd.gov.kz / раздел «Электронные сервисы либо информационные ресурсы»

Рекомендации предпринимателям: в целях предотвращения и минимизации рисков при совершении финансово-хозяйственных операций (событий) обращать внимание на статус поставщика товаров, работ, услуг посредством проверки их статуса на интернет-ресурсе налоговых органов (в списке неблагонадежных налогоплательщиков).

 

IV. Относительно признания сделок с поставщиками товаров, работ, услуг недействительной согласно решению суда

В соответствии с положениями Налогового кодекса органы государственных доходов имеют право предъявлять в суды иски о признании сделок недействительными по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РК и другими законодательными актами.

Судами сделки признаются недействительными при нарушении требований, предъявляемых к форме, содержанию и участникам сделки, а также к свободе их волеизъявления по основаниям, установленным Гражданским кодексом РК или иными законодательными актами.

Также о недействительности сделки могут свидетельствовать, в том числе, подтвержденные доказательствами доводы органа государственных доходов:

1) о невозможности реального осуществления поставщиком сделок с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг;

2) отсутствия необходимых условии для достижения результатов соответствующей деятельности в силу отсутствия у поставщика трудовых ресурсов, основных средств, производственных активов, складских помещении, транспортных средств.

Примечание: см. подпункт 10) пункта 1 статьи 19 Налогового кодекса, статью 157 Гражданского кодекса РК, пункт 1 Нормативного постановления Верховного Суда РК от 7 июня 2016 года №6 «О некоторых вопросах недействительности сделок и применении судами последствий их недействительности», пункт 4 Нормативного постановления Верховного Суда РК от 29 июня 2017 года №4 «О судебной практике применения налогового законодательства»

Рекомендации предпринимателям: в целях предотвращения возникновения спорных вопросов при совершении сделок с поставщиками товаров, работ, услуг проявлять должную осмотрительность и осторожность при выборе поставщика посредством получения сведений от поставщика (в т.ч. сведении об активах, транспортных средствах, материальных и трудовых ресурсах и т.д., необходимых для достижения результатов, то есть для поставки товаров, работ, услуг), от налоговых органов, а также использования официальных источников информации (интернет-ресурса налоговых органов, СМИ и сети интернет).

V. Относительно признания государственной регистрации (перерегистрации) недействительной согласно решению суда  

В соответствии с положениями Налогового кодекса налоговые органы вправе предъявлять в суды иски о ликвидации юридического лица.

Регистрация (перерегистрация) юридического лица признается судом недействительной, в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.

В большинстве случаев таким нарушением является факт регистрации (перерегистрации) юридического лица на «подставное лицо», то есть на физическое лицо, которое не имеет отношения к его созданию (перерегистрации).

Данный факт подтверждается показаниями из протоколов допросов единственных учредителей и руководителей («подставных лиц») о непричастности их к финансово-хозяйственной деятельности и созданию (перерегистрации) юридического лица.

Другим фактом является отсутствие юридического лица по месту регистрации.

Примечание: см. подпункт 10) пункта 1 статьи 19 Налогового кодекса, пункт 2 статьи 49 Гражданского кодекса, пункты 11 и 12 Нормативного постановления Верховного Суда РК от 29.06.2017 г. № 4 «О судебной практике применения налогового законодательства»

Налоговые органы при наличии решения суда о признании недействительной регистрации (перерегистрации) предпринимателя вправе снять такого предпринимателя с регистрационного учета по НДС, в таком случае суммы НДС по взаиморасчетам с такими поставщиками подлежат исключению из зачета.

Доначисление КПН возможно по результатам налоговой проверки. При этом акт проверки должен быть составлен с подробным описанием нарушения и обстоятельств, свидетельствующих о недействительности финансово-хозяйственных операций.

Примечание: см. подпункты 4) и 5) статьи 85 Налогового кодекса пункт 1 статьи 400 Налогового кодекса и пункт 18 Нормативного постановления Верховного Суда РК от 29.06.2017 г. № 4 «О судебной практике применения налогового законодательства»

Рекомендации предпринимателям: при совершении сделок с поставщиками товаров, работ, услуг проявлять должную осмотрительность и осторожность при выборе поставщика.

 

VI. Относительно ошибок, допускаемых в бухгалтерском и налоговом учете  

Другими немаловажными факторами, приводящими к доначислению КПН и НДС, являются:

1) формальные нарушения, допущенные при совершении финансово-хозяйственной операции (события) – когда первичные документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям, установленным нормами Налогового кодекса и Закона РК «О бухгалтерском учете и налоговой отчетности».

Примечание: см. пункты 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса, статью 190 Налогового кодекса, подпункт 3) пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса, статья 7 Закона РК «О бухгалтерском учете и налоговой отчетности»  

2) отсутствие раздельного учета (либо некорректного ведения) – когда предприниматель осуществляет деятельность по договору доверительного управления, по договору о совместной деятельности, по долгосрочным контактам, применяет специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции и т.д.

Положениями Налогового кодекса по таким видам деятельности предусмотрены иные условия (особенности) налогообложения, чем общеустановленный порядок.

В рамках проверки налоговые органы ввиду отсутствия у предпринимателя раздельного учета по видам осуществляемой деятельности доначисление КПН и НДС производят в общеустановленном порядке, без учета особенностей налогообложения.  

Примечание: см. статью 194 Налогового кодекса

3) бухгалтерские ошибки – когда в бухгалтерском учете финансово-хозяйственные операции (события) отражены некорректно либо отсутствуют, а также когда при заполнении налоговой отчетности и отражении операции (события) в бухгалтерском учете допущены арифметические ошибки и т.д.

Примечание: см. статью 226 Налогового кодекса, Закон РК «О бухгалтерском учете и налоговой отчетности».  

Рекомендации предпринимателям: при совершении финансово-хозяйственной операции (события) и отражении их в бухгалтерском и налоговом учете обращать внимание на требования, установленные нормами Налогового кодекса и Закона РК «О бухгалтерском учете и налоговой отчетности».   
 


Положение

Состав

Глава 55

Глава 21

Памятка

Образец жалобы на уведомление о результатах проверки

Образец жалобы на уведомление о результатах проверки/уведомление об устранении нарушений

Рекомендации НПП Атамекен касательно досудебной апелляции налоговых споров

 

Партнеры