«Атамекен» Қазақстан Республикасының Ұлттық кәсіпкерлер палатасы
Бизнестің сенімді серіктесі

Қаз

Құрылыс саласы

Құрылыс және тұрғын үй-коммуналдық шаруашылығы комитеті

2020 жылдың 9 сәуірінде ҰКП алаңында онлайн форматта Александр Беловичтің төрағалығымен «Атамекен» ҚР ҰКП Төралқасы Құрылыс және тұрғын үй-коммуналдық шаруашылығы комитетінің кеңейтілген отырысы өтті. Жиында Ұлттық экономика министрі Руслан Дәленов, Индустрия және инфрақұрылымдық министрлігінің бірінші вице-министрі Қайырбек Өскенбаев және құрылыс саласында бизнес-қоғамдастықтың қатысуымен төтенше жағдайда құрылыс секторының түйткілді мәселелері талқыланды.

 Құрылыс саласының өкілдері:

  • жұмыс істеп жатқан объектілерде құрылыс-монтаждау жұмыстарын мәжбүрлі тоқтату салдарынан компаниялар қандай шығын көруде;
  • ТЖ кезеңінде жұмыс орындарын сақтау қаншалықты мүмкін;
  • басталған құрылыс нысандарын аяқтамау және құрылыс көлемдерін қысқартудың тәуекелдері бар ма?
  • саланы қолдау үшін қандай шаралар керек.

«Атамекен» ҚР ҰКП Төралқасы Құрылыс және тұрғын үй-коммуналдық шаруашылығы комитетінің құрылыс саласындағы проблемалық мәселелер бойынша және дағдарысқа қарсы шаралар бойынша ұсыныстар әзірлеу бойынша 2020 жылғы 8 сәуірдегі кеңейтілген отырысының қорытындысы бойынша ақпарат

№ 

Айтылған түйткілді мәселелер

Ұсынылған шаралар

Талқылау қорытындысы, қабылданған шаралар

1.

Строительная отрасль не попала в перечень отраслей, пострадавших от кризиса и каких-либо мер поддержки для строителей на сегодня не предусмотрено.

Озвучены вопросы, касающиеся:

- убытков строительных компаний в случае вынужденной консервации строительно-монтажных работ на действующих объектах;  

- сохранения рабочих мест; 

- рисков не реализации запланированных проектов и сокращения объемов строительств.

- Принять комплексные меры господдержки для застройщиков (снижение или субсидирование процентных ставок по кредитам, рефинансирование кредитов и др.);

- выделить из бюджета средства на завершение строительства жилых объектов застройщикам, в т.ч. в рамках законодательства о долевом участии в жилищном строительстве (выкуп государством квартир, выдача беспроцентных займов или субсидирование процентных ставок по кредитным средствам, необходимым для завершения строительства долевого жилья);

- освободить до конца 2020 года работодателей от всех обязательных платежей в бюджет, по выплатам с заработной платы работников (пенсионные взносы, социальные отчисления, соц.налог, ИПН, мед.страхование);

- предоставить отсрочку по оплате КПН за 2019 год до конца 2020 года;

- снизить ставку по КПН за 2020 год до 10%;

- субсидировать зарплату (до 50%) и вынужденный отпуск работников строительных и подрядных организаций, до возобновления деловой активности за счет средств РБ;

- распространить меры поддержки по отсрочке налогов, кредитов и социальных платежей на компании, являющиеся субъектами крупного бизнеса.

В ходе совещания Министром Национальной экономики Русланом Даленовым было озвучено, что помочь всем компаниям строительного сектора возможности нет, и что дополнительные меры господдержки будут приняты в отношении только системооистемообразующих предприятий отрасли.

В связи с чем, необходимо предоставить в адрес МНЭ РК перечень таких компаний, с обоснованием критериев, согласно которым сформирован перечень.

По итогам обсуждения с компаниями, было предложено сделать выборку по 2 вариантам:

1) крупные градообразующие предприятия региона, определяемые МИО (комиссионно) (по уплаченным налогам и количеству занятых);

2) крупные компаний/холдинги/группа компаний, соответствующих определенным критериям.

Перечень отрабатывается совместно с региональными палатами и отраслевыми ассоциациями.

2.

Ограничение въезда и выезда в городах Нур-Султан, Алматы и других городах республики, ограничение передвижения населения и автотранспорта.

 

- Пересмотреть ограничительные условия карантина, которые повлекли приостановление работ в строительстве;

- возобновить строительство, производство и доставку стройматериалов, передвижение спецтехники с соблюдением приемлемых санитарных норм (по опыту г.Алматы);

 - исключить требования об обеспечении строителей общежитиями (не соответствует сан-эпидемиологическим и противопожарным нормам);

- расширить границы блокпостов до границ агломераций для организации доставки строителей с близлежащих населенных пунктов карантинных городов (по опыту Нур-Султана).

- разрешить функционирование заводов, магазинов и складов по выдаче, отпуску стройматериалов (по опыту Австрии) (С гарантированием со стороны строительных организаций принятия на себя обязательств по проведению всех необходимых мер и требований  карантинных и санитарно-эпидемиологических норм по недопущению распространения коронавирусной инфекции, обеспечению транспортировки людей строго от мест проживания до строительной площадки и обратно, и прохождению блок-постов по спискам).

Первым вице-министром индустрии и инфраструктурного развития Ускенбаевым К.А., поддержаны данные предложения, и в случае продления Государственной комиссией режима карантина, и по результатам проводимого МИИР РК анализа по регионам о количестве приостановленных объектов строительства, соответствующие меры, направленные на решение вопроса, будут озвучены Правительству РК. 

3.

Приостановление МИО по поручению МФ всех платежей по договорам о государственных закупках строительных работ и услуг по всем бюджетным инвестиционным проектам, а также наличие рисков невыполнения обязательств перед государственными  заказчиками.

- Продлить на 6 месяцев сроки реализации всех проектов строительства, заказчиками которых являются государство и квазигосударственные компании;

- не применять штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств в рамках государственного заказа и заказа квазигосударственного сектора по обстоятельствам, не зависящим от подрядчиков и поставщиков в условиях ЧП и карантина.

По информации Первого вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Ускенбаевым К.А., приостановление выплат было связано с проведением процедур оптимизации расходов по секвестру РБ.

8 апреля 2020 года Главой государства подписан Указ «Об уточненном республиканском бюджете на 2020 год» и все платежи по БИП возобновлены.

По вопросу применения штрафных санкций по итогам совещания МИИР РК направлено письмо от 10.04.2020 года в адрес акиматов областей, городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент и субъектов квазигосударственного сектора о необходимости пересмотра графиков производств СМР с возможностью отсрочки выполнения объемов работ на следующие месяцы, не применения штрафных санкций и не включения в реестр неблагонадёжных поставщиков, если неисполнение договора связано с обстоятельствами, не зависящими от подрядчиков и поставщиков в условиях ЧП и карантина.

 

 

4.

Проблемы несоответствия ранее утвержденных смет по проектам, реализуемым в рамках заключенных договоров закупок фактическим ценам, по причине снижения курса национальной валюты.

- Разрешить корректировку утвержденных ПСД по фактическим ценам по проектам, реализуемым за счет средств государственных средств и средств квазигосударственного сектора;

- принять комплекс мер, направленных на совершенствование сметного нормирования и ценообразования в строительстве, путем:

1) проведения сравнительного анализа сметных цен на строительные материалы, машины-механизмы и оборудование, а также заработных плат с фактическими ценами на рынке (в разрезе регионов), по итогам которого выработать предложения по совершенствованию действующей методики сметного нормирования;

2) автоматизировать процесс формирования сметных цен, с применением современных цифровых технологий, информационных систем и возможностей рынка;

3) Пересмотреть нормы и расценки на строительно-монтажные работы, путем разработки новых технологических карт;

- внедрить метод эскалации цен в строительстве, позволяющий корректировать стоимость проекта в процессе его реализации, при изменении цен на материалы, машины-механизмы, оборудование, принципов и правил FIDIC при строительстве объектов.

Заместителем Председателя КДС И ЖКХ МИИР РК Идырысовым А.С. озвучено, что корректировка ПСД предусмотрена действующим законодательством РК, с обязательным прохождением комплексной вневедомственной экспертизы.

В свою очередь КДС и ЖКХ направлено разъяснительное письмо в РГП «Госэкспертиза», о том, что существенные изменения курса национальной валюты и соответсвующее удорожание строительных материалов является основанием для внесения соответсвующих изменений в ПСД.

По вопросу удорожания строительных материалов КДС и ЖКХ проводиться мониторинг цен, по результатам которого будут внесены соответсвующие изменения в сборники сметных цен. (предварительный срок - июнь т.г.)

Вместе с тем, запланировано проведение для субъектов бизнеса презентации КДС и ЖКХ МИИР КР о методах и подходах формирования сборников сметных цен на основе ведомственной статистической отчетности.

5.

Проблемные вопросы  реализации Государственной программы жилищно-коммунального развития «Нурлы Жер» на 2020-2025 годы.

Принять комплексные меры господдержки по:

 - Пересмотру ценовых параметров стоимости 1 кв. метра жилья в сторону увеличения (до 300 тыс. тенге в городах Нур-Султан, Алматы (и их пригородных зонах), Шымкент, Атырау, Актау, до 240 тыс. тенге в других регионах);

- повышению покупательской способности населения (снижение процентных ставок по ипотеке и др.);

- обеспечению дальнейшего роста объемов жилищного строительства и доступности приобретения жилья для граждан;

- выкупу государством у застройщиков готовых объектов для обеспечения граждан социальным жильем, в т.ч. арендным;

- определить в программе рыночные цены для выкупа жилья с учетом текущих цен на стройматериалы;

- развитию инфраструктуры, наиболее востребованной населением и др.

10.04.2020 проведено дополнительное онлайн-совещание по проблемным вопросам реализации Программы с участием Первого вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Ускенбаева К.А. и Председателя ЖССБ Ибрагимовой Л.Е.

По итогам обсуждения достигнута договорённость, что озвученные предложения будут рассмотрены МИИР РК совместно с ЖССБ, банками и причастными органами.

Запланировано проведение онлайн-совещания с ЖССБ, банками и АФК.

6.

Дефицит импортных строительных материалов и составляющих, а также удорожание как импортных, так и отечественных строительных материалов. Проблемы иппортазамещения.

 

 - Провести обширный анализ (исследование) строительной индустрии с целью определения мощностей производства отечественных товаропроизводителей, качества, ценообразования их продукции, включающую расчеты по эффективности применения отечественных строительных материалов для экономики в целом (рабочие места, налоги) и при строительстве за счет государственных и квазигосударственных средств;

- стимулировать и масштабировать предприятия отечественной стройиндустрии;

-  запрет использования импортной продукции вводить только по тем строительным материалам, которые в достаточном объеме производятся в Республике Казахстан.  По строительным материалам, объемы производства которых пока не обеспечивают полного импортозамещения, также установить обязательную долю местного содержания, увеличивая ее поэтапно, по мере наращивания производства;

- Создать «Единый Реестр поставщиков строительных материалов и услуг», который содержал бы полную информацию о производителях и поставщиках, строительных материалах, услугах и оборудовании,  позволил бы осуществлять мониторинг доли местного содержания в материалах и оборудовании, создать соответствующую торговую площадку (marketplace), для предоставления заказчикам возможности поиска потенциальных поставщиков и обеспечения возможности закупа необходимых строительных материалов и д.р. а также стал бы основой информации для формирования сборников сметных цен на строительные материалы, работы, машины и оборудование;

- ввести квотирование на экспорт цемента и арматурного проката за пределы РК, в целях сдерживания цен на них на внутреннем рынке.

В ходе обсуждения вопроса в рамках проведенного 10.04.2020 онлайн-совещания с Первым вице-министром индустрии и инфраструктурного развития Ускенбаевым К.А. о текущей ситуации в стройиндустрии проинформировал Председатель Комитета обрабатывающей промышленности Президиума НПП Бобров В.Я.

По итогам обсуждения принято решение прорабатывать озвученные проблемные вопросы в рамках действующей Рабочей группы по вопросам ценообразования в строительстве и применению продукции отечественных товаропроизводителей при КДС ЖКХ.

Кроме того, запланировано проведение презентации для строительного бизнеса результатов совместной работы Комитета обрабатывающей промышленности Президиума НПП и КДС ЖКХ в рамках РГ.

 

7.

Отсутствие возможности освоения земельных участков, по причине остановки деятельности и ухудшения финансового  положения компаний, в следствии чего имеются риски применения предусмотренных законодательством мер (изъятие, 10-кратный налог)

Не применять к собственникам земельных участков и землепользователям меры по принудительному изъятию земель за не освоение (приостановить выдачу предписаний, увеличение ставки земельного налога до 10 раз, подачу исков в суд) до конца 2020 года.

Министром Национальной экономики Даленовым Р.Е. поддержаны предложения. В свою очередь МНЭ будут предприняты меры, по установлению нулевого коэффициента по земельному налогу, в случаях если неосвоение земельного участка вызвано последствиями ЧП.

Соответствующие предложения по согласованию с причастными будут направлены в МНЭ после получения разъяснений от уполномоченного органа (КУЗР МСХ РК).  

8.

Проблемные вопросы КСК, которые в условиях карантина продолжают работать и обслуживать общедомовое имущество, поддерживая системы жизнеобеспечения городов, но не подпадают под меры господдержки, так как не являются коммерческими организациями и юридически не относятся к тем, кто лишился доходов в связи с введением ЧП (фактически работают, но зп не получают, так как население перестало оплачивать взносы на эксплуатационные расходы).

 

 

 

- Актуализировать список секторов экономики, нуждающихся в снижении налоговой нагрузки, с включением в него управляющих компаний, занимающихся сервисным обслуживанием жилых домов;

- включить в перечень лиц получателей социальные выплаты из ГФСС работников, занятых управлением и содержанием жилищного фонда, независимо от потери заработка, без  приостановления деятельности данных организаций.

- предусмотреть выплату надбавок из государственных средств, вследствие падения уровня платежей по расходам на содержание жилья (на конец марта зафиксировано падение платежей на 20 %). 

 - предусмотреть систему централизованного распределения на время ЧС  халатов, масок, перчаток, очков и дезинфицирующих средств, за счёт средств из местных бюджетов.

 - предусмотреть возможность закупа необходимых комплектующих для устранения аварийных ситуаций в городах, с открытием ограниченного количества соответствующих магазинов и/или складов.

- увеличить количество работ по дезинфекции жилых домов с 2 раз в год до 12 раз в год, с внесением соответствующих изменений  в методику по утверждению минимально необходимого тарифа по расходам на содержание жилья.

- предусмотреть упрощённый порядок получения пропусков на передвижение по городам сотрудникам КСК и аварийных служб.

По итогам совещания Первый вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Ускенбаев К.А. пояснил, что освобождения от уплаты (отсрочки) от эксплуатационных расходов на сегодняшний день никто не объявлял, и что КДС ЖКХ подготовит соответствующее разъяснение.

Остальные предложения будут прорабатываться в рамках рассмотрения направленных в адрес уполномоченных органов обращений от ассоциаций.

 

Еншілес ұйымдар

Серіктестер