astana-view

Реестр проблем

№573

О пересмотре требований к системе антитеррористической защиты аэропортов

В соответствии с поправками принятыми в Закон Республики Казахстан «О транспорте в Республике Казахстан», досмотр пассажиров и лиц, посещающих объекты транспортной инфраструктуры (посетители), вещей, находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа, теперь должен проводится работниками субъекта транспортной деятельности либо работниками субъекта охранной деятельности при заключении договора по оказанию охранных услуг. При этом, согласно ч.1-1 ст. 24 Закона Республики Казахстан «О транспорте в Республике Казахстан», досмотр пассажиров и лиц, посещающих объекты транспортной инфраструктуры в сфере гражданской авиации, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации. В ст. 107 Закона РК «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» указывается, что в целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполетному досмотру подлежат воздушное судно, его бортовые запасы и питание, члены экипажа, пассажиры, багаж, ручная кладь, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почтовые отправления. При этом, в законе ни слова не говорится о проведении досмотра лиц, посещающих объекты транспортной инфраструктуры (посетителей). Кроме того, в соответствии с п.7 «Правилами авиационной безопасности», утвержденных постановлением Правительства РК от 25.05.2003г. № 746 ДСП, государственными органами, принимающими участие в обеспечении авиационной безопасности в соответствии с их компетенцией, являются: СОП РК, КНБ РК, МВД РК, МИД РК и т.д. Согласно указанных «Правил авиационной безопасности», в компетенцию МВД РК входит осуществление силами подразделений внутренних дел на транспорте охрану общественного порядка на прилегающих территориях аэродромов, в зданиях аэропортов и аэровокзалов вне зоны ограниченного доступа. Исходя из действующих законодательных актов Республики Казахстан, регулирующих порядок обеспечения авиационной безопасности в области гражданской авиации, служба авиационной безопасности должна производить досмотр только пассажиров, багажа, ручной клади, в том числе вещей, находящиеся при пассажирах, а также грузов и почтовых отправлений и только в зоне ограниченного доступа. В остальных зонах и прилегающих зонах аэродрома, в зданиях аэропортов и аэровокзалов вне зоны ограниченного доступа досмотр пассажиров и лиц, посещающих объекты транспортной инфраструктуры (посетители), вещей, находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа в целях осуществления охраны общественного порядка и обеспечения антитеррористической безопасности должны осуществляться силами подразделений внутренних дел на транспорте. Такая же ситуация сложилась с принятым 3 апреля 2015 года постановлением Правительства Республики Казахстан от № 191 «Требования к системе антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении». Согласно указанным Требованиям, объекты, уязвимых в террористическом отношении (к которым относятся аэродромы и аэропорты), и в частности периметр таких объектов помимо специально обустроенных инженерно-технических конструкций, должен также оснащаться средствами освещения, связи и телевизионной системы наблюдения. При этом, предъявляемые требования по своему исполнению для собственников аэропортов являются очень высокозатратными и по этой причине, без помощи государства, не могут быть осуществлены только собственными силами частных аэропортов. Так, к примеру согласно указанным Требованиям, сеть охранного освещения по периметру должна выполняться отдельно от сети наружного освещения и разделяется на самостоятельные участки. При этом также предъявляются дополнительные требования к приборам охранного освещения, ширине светового луча, диапазону освещения и т.д. Такие же высокие требования по оснащению предъявляются к телевизионной системе видеонаблюдения, согласно которым видеонаблюдением оборудуются: периметр территории; контрольно-пропускные пункты; досмотровые помещения (комнаты), зоны досмотра транспорта; главные и запасные входы; территория и помещения с критическими зонами, коридоры к ним. Ограждение периметра должно быть капитальным сооружением и строится по типовым проектам. Данные требования предъявляются ко всем аэропортам, как к объектам, уязвимым в террористическом отношении, вне зависимости от формы собственности. Но, в соответствии «Правилами определения объектов, подлежащих государственной охране» Утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 октября 2011 года № 1151, к объектам Республики Казахстан, подлежащих государственной охране, относятся стратегические объекты, принадлежащие юридическим лица, в которые помимо других объектов включены 10 (десять) аэропортов Республики Казахстан, в уставном капитале которых государство прямо или косвенно владеет контрольным пакетом акций (долей участия). При этом, охрана этих аэропортов, подлежащих государственной охране, должна осуществляться государственными органами, специализированными охранными подразделениями органов внутренних дел, Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями Республики Казахстан. Техническая укрепленность государственных аэропортов, приводится в соответствие также государственными и местными исполнительными органами в пределах средств, предусмотренных в республиканском и местных бюджетах на их содержание. Хотя частные аэропорты, которые также включены в перечень стратегически значимых объектов, государство обязывает проводить мероприятия по технической укрепленности периметра и зданий аэропорта за счет собственных средств. При этом, сама услуга «обеспечение авиационной безопасности» оказываемая всеми аэропортами страны, вне зависимости от формы собственности, является всегда убыточной, так как требует больших финансовых вложений на выплату заработной платы сотрудникам службы авиационной безопасности, закуп форменного обмундирования, приобретение досмотрового оборудования и средств индивидуального досмотра и т.д. Кроме того, государство в лице антимонопольного органа, жестко регулирует тарифы устанавливаемые аэропортами за услугу «обеспечение авиационной безопасности», применяя огромные штрафы за нарушение утвержденных тарифов, тем самым усугубляя и без того тяжелое положение частных аэропортов. Частные аэропорты, не способны собственными силами, самостоятельно обеспечивать досмотр пассажиров и лиц, посещающих объекты транспортной инфраструктуры, а также произвести техническую укрепленность периметра аэропортов, так как не имеют достаточного количества финансовых средств для обеспечения службы авиационной безопасности и технической оснащенности территории аэропорта, способных в полной мере противостоять вооруженным преступникам и террористам в случае вооруженного нападения.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

ЖАМБЫЛСКАЯ РПП

Предложение по решению проблемы:

1. Направить предложения в КНБ РК. 2. В случае необходимости провести совещание с заинтересованными госорганами, субъектами предпринимательства. 3. В случае одобрения, принять меры по внесению изменений в соответствующие НПА.

Пути решения:

Необходимо включение всех аэропортов, вне зависимости от формы собственности, как стратегических объектов, в перечень объектов подлежащих государственной охране. При этом, техническая укрепленность всех аэропортов, должна приводится в соответствие с «Требования к системе антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении» утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от № 191, должна проводиться за счет средств, предусмотренных в республиканском и местных бюджетах. Разработать раздельные требования системы антитеррористической защиты к объектам, уязвимым в террористическом отношении. Разделив при этом объекты, уязвимые в террористическом отношении на два типа. К примеру, здания аэровокзалов аэропортов, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения до 500 человек и здания аэровокзалов аэропортов, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения свыше 500 человек.

Дата включения в реестр:

2017-09-14 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2017-12-31 00:00:00

Ход исполнения:
02.10.2019; 1.Направлено письмо в МИИР РК (исх. №2526/08 от 07 марта 2019г) касательно рассмотрения данного предложения, а также проведения заседания Рабочей группы по выработке и внесению предложений по совершенствованию национальных нормативных правовых актов в области авиационной безопасности. 2. Вопрос рассмотрен 30 апреля 2019 г. на заседании Подкомитета по гражданской авиации Комитета логистики и перевозок Президиума НПП РК "Атамекен". 3. направлено письмо в МИИР РК (исх. №8116/08 от 09 июля 2019г.) касательно предоставления информации о ходе исполнения решения вопроса пересмотра требований к системе антитеррористической защиты аэропортов. 4. Получен ответ МИИР РК (№ 10224/19 от 08 августа 2019г.) о том, что в Программу авиационной безопасности РК, утвержденной ППРК были внесены поправки, в части, того, что досмотр пассажиров и лиц, посещающих аэровокзалы, осуществляется службой авиационной безопасности (далее – САБ) аэропорта в зонах общего досмотра при объявлении уровня террористической опасности. Сотрудники органов внутренних дел на транспорте осуществляют патрулирование зон общего досмотра САБ и находятся от них в шаговой доступности, в целях оказания содействия САБ аэропорта по выявлению, предупреждению и пресечению террористических преступлений. Данные поправки были согласованы с государственными органами (МВД, КНБ, СГО и др.). Также вопрос проведения досмотра в аэропортах сотрудниками органов внутренних дел рассматривался и на рабочих группах Мажилиса Парламента РК, в рамках законопроекта об авиации, но членами рабочей группы данные предложения не были поддержаны. Так как, в настоящее время по поручению Главы государства в Министерстве внутренних дел РК проводятся существенные реформы, одной из которых является освобождение органов внутренних дел от несвойственных функции, таких как охранные мероприятия и досмотр на государственных и стратегических объектах. Учитывая важность реформы, наделение сотрудников органов внутренних дел на транспорте дополнительной функцией досмотра в аэропортах, противоречит проводимой реформе, и полагают нецелесообразным.
06.02.2020; вопрос будет исключен из Реестра проблем при формировании следующего приказа за подписью Председателя Правления НПП РК "Атамекен"
10.12.2018; 1. Данный вопрос 15 июня 2018 года вынесен на рассмотрение Рабочей группой по вопросам развития транспортной политики в сфере гражданской авиации под председательством Первого вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан Скляра Р.В. и члена Правления, Заместителя Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Рамазанова Е.М. - Принята к сведению информация генерального директора ТОО «AMG» Муратбаева А.Б. о том, что досмотр пассажиров и лиц, посещающих транспортную инфраструктуру общего доступа аэропортов является не мерой авиационной безопасности, а мерой противодействия терроризму (мерой авиационной безопасности является только предполетный досмотр, выявляющий запрещенные к воздушной перевозке предметы), о проведении досмотра только в случаях повышенных угроз совершения террористических актов (оценка КНБ) и при проведении мероприятий государственного уровня, о неспособности сотрудниками службы авиационной безопасности аэропортов в полной мере противостоять подобного рода угрозам в случае вооруженного нападения. - Позиция Управления организации охраны общественного порядка и обеспечения дорожной безопасности Комитета административной полиции МВД РК (Айтпаев Б.Е.) - рассмотрение вопроса осуществления досмотра пассажиров и лиц, посещающих транспортную инфраструктуру общего доступа аэропортов в случае одобрения РБК выделения финансовых средств из государственного бюджета и дополнительного штата работников. - Принято решение - совместно с МВД РК, КГА МИР РК рассмотреть вопрос осуществления досмотра сотрудниками органов внутренних дел на транспорте на входе в аэровокзал при определённом уровне террористической опасности и в период проведения важных общественно – политических мероприятий с участием заинтересованных государственных органов (МФ, МНЭ, ГП, КНБ, МВД). 2. Направлено письмо в КГА МИР РК (исх. № 13542/08 от 30.11.2018г) о необходимости внесения в Программу авиационной безопасности, в части осуществления досмотра пассажиров и лиц, посещающих аэровокзалы, сотрудниками органов внутренних дел на транспорте на входе в аэровокзал при определённом уровне террористической опасности и в период проведения важных общественно – политических мероприятий в рамках Рабочей группы по внесению изменений и дополнений в Программу авиационной безопасности в целях устранения замечаний по результатам аудита ИКАО проведенного в ноябре 2017 года.
16.03.2018; 1. 30 января 2018 года проведено совещание под руководством Заместителя Премьер-Министра РК Досаева Е.А. по некоторым проблемным вопросам предпринимательства. По итогам совещания согласно п.10 Протокола № 17-50/и-55 от 30 января 2018 года, необходимо принять меры по согласованию Плана мероприятий по реализации и решению проблемных вопросов предпринимательской деятельности. Вопрос пересмотра требований к системе антитеррористической защиты аэропортов, в части включения в перечень объектов подлежащих государственной охране, включен в План мероприятий (п.12). 2. Департамент логистики и перевозок рассмотрев "План мероприятий по реализации и решению проблемных вопросов предпринимательской деятельности" направил предложение о необходимости включения в графу "Ответственные исполнители" по мероприятию "Пересмотр требований к системе антитеррористической защиты аэропортов в части включения в перечень объектов подлежащих государственной охране" (п.12 Плана) - АТЦ (антитеррористический центр) (структурное подразделение при центральном аппарате Комитета национальной безопасности), так как решение данного вопроса потребует согласования со штабом Антитеррористического центра Республики Казахстан. 3. В настоящее время План мероприятий согласован и находится на утверждении Заместителя Премьер-Министра РК Досаева Е.А.
27.12.2017; 1. Направлен запрос в КНБ РК (исх.№8565/23 от 18.08.17г), касательно рассмотрения вопроса обеспечения авиационной безопасности в частных аэропортах страны. 2. Позиция КНБ РК (вх.№10137 от 13.09.17г) - в рамках действующих норм, введения "первой линии" досмотра пассажиров и посетителей осуществляется только при наличии угрозы террористической опасности, в соответствии с законодательством РК о противодействии терроризму. Выделение со стороны государства субсидий для аэропортов гражданской авиации без государственного участия для покрытия расходов по обеспечению авиационной безопасности не предусмотрено законодательством. В этой связи, целесообразно авиапредприятию рассмотреть возможность организации мероприятий по обеспечению авиационной безопасности посредством реализации проекта государственного - частного партнерства. Вместе с тем, в соответствии с ЗРК "Об органах внутренних дел" и "О противодействии терроризму" органы внутренних дел РК организуют и контролируют состояние антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении. Тем самым, компетенция КНБ РК по данному вопросу отсутствует. 3. Направлен запрос в МВД РК (исх.№ 11393/08 от 01.11.17г), касательно представления официальной позиции по вопросу обеспечения государственной охраной и мероприятиях по укрепленности уязвимых объектов, проводимых за счет государства на всех стратегических объектах, независимо от формы собственности, в частности аэропортах. 4. Позиция МВД РК (вх.№13543 от 29.11.17г) - в соответствии со ст. 10-3 ЗРК "О противодействии терроризму" собственники объектов, уязвимых в антитеррористическом отношении, независимо от форм собственности, обязаны предусматривать необходимое финансирование. Согласно Правилам определения объектов, подлежащих государственной охране (утв. ПП РК от 7 октября 2011г №1151), аэропорты не подпадают под категорию "стратегических", тем самым включение аэропортов в перечень объектов, охраняемых государственными подразделениями охраны, не представляется возможным. Вместе с тем, согласно ЗРК "О противодействии терроризму" уполномоченным госорганом, координирующим деятельность в сфере противодействия терроризму, является КНБ РК. 5. Направлен запрос в МИР РК (исх.№8267/08 от 14.08.17г), касательно представления официальной позиции по вопросу обеспечения государственной охраной и мероприятиях по укрепленности уязвимых объектов, проводимых за счет государства на всех стратегических объектах, независимо от формы собственности, в частности аэропортах. 6. Позиция МИР РК (вх.№10460 от 20.09.17г - ДСП) - в соответствии с Программой авиационной безопасности гражданской авиации РК при объявлении в республике уровней террористической опасности (желтый, оранжевый, красный), проведение досмотра пассажиров и лиц, посещающих аэровокзалы, осуществляется службой авиационной безопасности аэропорта. Также, установка пунктов общего досмотра на входе в аэровокзал будет осуществляться на период проведения в республике важных общественно-политических мероприятий (ОБСЕ, Универсиады, Саммита и т.д). Кроме того, согласно ПП РК от 27.07.2000г № 1132 "О мерах по улучшению обслуживания пассажиров международных рейсов в аэропортах РК" ответственность за обеспечение авиационной безопасности на международных авиарейсах несет администрация аэропорта.
На рассмотрении НПП
Ответственный исполнитель:

Жумабаева Инесса Булатовна

Заместитель директора

ДЕПАРТАМЕНТ ЛОГИСТИКИ И ПЕРЕВОЗОК

Руководитель подразделения:

Дженалинов Рустан Жанатович

Управляющий директор - директор департамента

ДЕПАРТАМЕНТ ЛОГИСТИКИ И ПЕРЕВОЗОК

Еншілес ұйымдар

Серіктестер