Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

О нас

Объявления

FAQ

Льготное дизтопливо стало доступнее сельчанам

31 Марта 2016
- г. Шымкент
18121 просмотров

Благодаря содействию РПП изменена процедура распределения дизельного топлива и  выработаны критерии отбора оператора

В целях своевременного обеспечения сельхозпроизводителей дизельным топливом по фиксированной государственной цене Палата предпринимателей ЮКО совместно с управлением сельского хозяйства области и  ассоциацией автозаправщиков «Жаңар жағар май» в январе текущего года приступила  к работе по упорядочению распределения дизельного топлива и  выработки критериев отбора оператора. О том, что изменилось в этом году в процедуре распределения субсидированного дизельного топлива, рассказывает начальник отдела сопровождения проектов ПП ЮКО Канат Шалимбетов.

- Еще в прошлом году в Комитет АПК, действующем при Палате, стали поступать многочисленные жалобы от сельчан на недоступность дизтоплива по фиксированной цене. Было проведено множество встреч с ними, на которых они очень эмоционально рассказывали, что который год  подолгу ждут выделения им объемов удешевленного топлива, и каждый год, махнув рукой, вынуждены покупать дизтопливо по рыночным ценам - время дороже. Проанализировав их жалобы и обращения, стало понятно: действующая система распределения льготного горючего неэффективна!  

- Что представляла собой данная система?

- Коротко о порядке распределения топлива: сначала удешевленное дизтопливо распределяет по регионам профильное министерство,  в зависимости от потребности регионов, которая формируется на основе заявок местных исполнительных органов. Потом эстафета распределения переходит к акиматам: акимы назначают операторов, которые должны поставлять удешевленное дизтопливо в регионы. Но именно здесь и кроется самое уязвимое место во всей цепочке, самая большая тайна.

На протяжении двух лет Палата предпринимателей ЮКО добивалась от профильных структур четкого регламента, согласно которому определялся оператор и распределялось топливо. Но нигде не находила ответа на вопрос: где полностью расписаны критерии отбора и каков перечень необходимых документов для участия? Поэтому Палата предпринимателей ЮКО поставила такую цель: сделать прозрачным механизм отбора операторов, чтобы люди видели, кому, сколько выделено и сколько кому распределено. В первую очередь нами совместно с управлением сельского хозяйства области и ассоциацией «Жанар жагармай» разработано положение о работе комиссии по отбору операторов, выявлены критерии отбора потенциальных операторов по распределению ГСМ. Раньше этого положения не было.

- Как комиссия работала без этого положения?

- Работали на основе  рекомендации ассоциации «Жанар жагармай». То есть ее представители рекомендовали тех или иных операторов, а акимат рассматривал и принимал решение. Как я уже отметил, много жалоб поступало от сельхозпроизводителей на то, что топливо просто не доходило до села. Крупные крестьянские хозяйства, естественно, были в состоянии доезжать до нефтебазы и оттуда  самовывозом забирать дизтопливо. Но этого не могли позволить себе мелкие хозяйства, так как дорога,  как известно, «съедала» всю выгоду. В некоторых районах жаловались, что обеспечение охватывало только на 30 процентов от потребности. Чтобы не повторять этих ошибок, Палата предпринимателей ЮКО еще в августе вышла с инициативой повысить ответственность операторов и разработать такой механизм, при котором льготное дизтопливо доходило бы до каждого хозяйства, и при этом не ущемлялись бы интересы операторов. Но тогда управление сельского хозяйства не услышало нас. И совещания проходили без их присутствия. В этом году представители Палаты и ассоциации Жанар жагармай были включены  в эту комиссию.

- Чем вы, как представитель Палаты, занимались в этой комиссии?

-  Мы рассматривали финансовое положение операторов, их способности, наличие инфраструктуры и АЗС в том или ином районе, учитывали возможности покупки топлива по заниженной цене и соответственно её доставке. Учитывали деловую репутацию предпринимателей. По всем этим критериям мы выявили ряд операторов и рекомендовали их на утверждение. Сегодня они уже приступили к работе. Льготное дизтопливо сельчане уже начали получать.

-  По какой цене они получают дизтопливо?

- Предельная цена составляет 85 тенге за литр дизельного топлива. Это если они забирают его с районных автозаправочных станций, а если же крестьяне будут вывозить с самой  нефтебазы,  то есть со склада, тогда цена будет другая, в зависимости  от района.

- Как изменилось количество операторов?

-  Их стало больше. Если раньше количество операторов по всей области составляло 11, то в нынешнем году - 17.

- Получается, что в каких-то районах - по несколько операторов?

- В прошлые годы, в основном, работали крупные операторы, без учета наличия у них автозаправочных станций, то есть крупные оптовики, у большинства из которых базы находились в областном центре. Они возили крупными партиями и ставили условия крестьянам о покупке всей партии. Однако мелкие крестьянские хозяйства не могли себе этого позволить.  Мало того, что операторов стало больше,  теперь же, кроме крупных поставщиков,  в этом процессе принимают участие местные сети автозаправочных станций. Тем, кто ввозит издалека, выдвинуты условия, чтобы они загодя договаривались с автозаправочными станциями и отпускали на месте.

- По той же, фиксированной,  цене?

- Безусловно, не больше 85 тенге. В этом году, как известно, отменили большинство субсидий на растениеводство. Поэтому возросла актуальность доступности ГСМ. Крестьянам  очень важна хоть какая-то поддержка со стороны государства, и мы смогли им это обеспечить. Кроме того, мы предусмотрели мониторинг  доступности  топлива, и для этого  в каждом районе создали группы, куда входят директора филиалов Палаты предпринимателей, заместители акимов районов, представители отделов сельского хозяйства, акимата сельских округов.

- Изменилось ли количество льготного дизтоплива, выделяемого на область?

- Нет. Из года в год оно примерно одинаковое - 35-38 тысяч тонн  на весенне-полевые работы  для ЮКО.

- Вы отметили, что вопрос доступности льготного дизтоплива для сельчан сдвинулся с мертвой точки благодаря деятельности Комитета АПК, созданного при Палате.  Какие еще проблемы удалось решить Комитету?

- Учитывая, что аграрный сектор занимает значительную долю в структуре экономики ЮКО, где более половины населения проживает в сельской местности, в Палате предпринимателей ЮКО два года назад создан Комитет агропромышленного комплекса. В Комитет вошли представители крупных сельхозформирований области, отраслевых ассоциаций, науки. На заседаниях ими озвучиваются и обсуждаются насущные проблемы сельхозотрасли с госорганами и всеми заинтересованными  сторонами, вырабатываются соответствующие решения, предоставляется экспертные заключения на проекты нормативно-правовых актов. 

В прошлом году, к примеру, удалось решить вопросы снятия ограничительных норм в законе «О развитии хлопковой отрасли», по  инвестиционному субсидированию по обращениям сельхозтоваропроизводителей, по обеспечению сельхозпроизводителей поливной водой из Арыс-Туркестанского магистрального канала. Сегодня на стадии решения - проблемы по утверждению методики трансфертного ценообразования по хлопко-волокну.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры