Именно для этого нам нужна кооперация на селе, чтобы производители объединялись, специализация, и конечно, помощь государства.

Это на пользу и потребителю. Так, анализ цепочки прохождения товаров от производителя до города показывает, что идет удорожание продукции до 20-40%.  В этой связи НПП «Атамекен» предлагает подход, который заключается в выстраивании сотрудничества между торговыми сетями и сельхозкооперативами, с целью прямого сбыта продукции. Мы уже начинаем такой проект в Алматы, и рассчитываем продвинуть эту модель и на другие города.

Мы наметили три этапа развития торговли между сетями и сельхозкооперативами.

На первом этапе предполагается объединение фермеров в кооперативы, с углублением специализации производства и прямой торговлей с сетями.

На втором этапе - создание пилотного Оптово-Распределительного Центра (ОРЦ) для организации доработки, фасовки, хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции, надлежащего фитосанитарного и ветеринарного контроля, эффективного межрегионального перераспределения.

Третий этап – формирование уже по всему Казахстану эффективной сети ОРЦ для распределения продукции между регионами и экспортом на внешние рынки сбыта, с интеграцией в аналогичные сети соседних государств.

Международный опыт говорит, что многие успешные рынки строились за счет государственных средств и находятся в госсобственности. Поэтому мы намерены предложить государству выступить интегратором формирования системы прямого сбыта аграрной продукции.

Мы провели консультации с крупными торговыми сетями города Алматы: Рамстор, Магнум, Арзан, Алма, КарФур, Метро, и нашли понимание, поддержку и открытость к диалогу.

На сегодняшний день создано уже 11 кооперативов, они готовы работать по такой схеме, и мы уверены, что их в перспективе будет гораздо больше, в том числе и из других регионов Казахстана.

Такая модель будет означать повышение занятости, развитие производства сельхозпродукции, обеспечение собственными продуктами.