Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

О нас

Объявления

FAQ

Проблемные вопросы атырауских предпринимателей будут озвучены перед Правительством

18 Сентября 2020 - Атырауская область
993 просмотров

Актуальные проблемы атырауских предпринимателей были обсуждены на первой встрече нового состава Регионального совета с Председателем президиума НПП «Атамекен» Тимуром Кулибаевым в режиме zoom-конференции.     

Председатель Регионального Совета Палаты предпринимателей Атырауской области Адиль Жубанов затронул проблему пресной воды, которая на сегодня особенно остро стоит в регионе. По его словам, область зависима от реки Урал и водовода «Астрахань-Мангышлак». На сегодня состояние реки Урал оставляет желать лучшего. Каналы, которые заполняются водой из реки, являются дорогостоящими, так как большие затраты уходят на рытье каналов и заполнение их водой. Это является и одной из причин обмеления реки Урал, так как расходуется очень большой объем воды. 

«Водовод Астрахань-Мангышлак был введен в эксплуатацию в середине 80-х годов прошлого века. На протяжении 35 лет водовод исправно обеспечивает питьевой водой не только промышленные предприятия и сельхозпроизводителей региона, но и жителей Атырауской и Мангистауской областей. Кроме того, основными потребителя водовода являются крупные недропользователи и многочисленные субъекты малого и среднего бизнеса. Учитывая, потребность населения и ввод новых производственных мощностей на предприятиях для обеспечения бесперебойной подачи воды, считаю, крайне необходимым строительство альтернативного водовода Кигач – Жылыой», - отметил председатель регсовета.

Член Регионального совета Гибрат Сарсенов поднял вопрос о расширении приоритетных видов деятельности на территории специальной экономической зоны «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк». На сегодняшний день объект находится в ведении Министерства энергетики РК. Основной профиль деятельности СЭЗ – нефтехимическое направление.

«На территории СЭЗ в настоящее время зарегистрировано 15 участников, из которых только 1 проект реализован - ТОО «Полимер Продакшн», 4 проекта на стадии реализации: ТОО «KPI Inc.», ТОО «Karabatan Utility Solutions», ТОО «KLPE» и ТОО «Казхимпродакшн». Остальные участники СЭЗ находятся в прямой зависимости от проектов KPI, KLPE, KUS, Бутадиен. Ранее уже поднимался вопрос включения в состав СЭЗ компаний, занимающихся другими видами деятельности, (машиностроительный, сервисный). Однако данный вопрос не был поддержан в МИР РК и МЭ РК. Учитывая, сложный постпандемический период и принимая во внимание льготы, предоставляемые участникам СЭЗ, необходимо расширить перечень приоритетных видов деятельности на территории СЭЗ в целях привлечения прямых иностранных инвестиций и развития импортозамещения путем организации новых производств», - считает Гибрат Сарсенов.

Член Регионального совета Марат Жалдекенов считает, что для развития строительной индустрии в регионе необходимо рассмотреть возможность введения льготного железнодорожного тарифа для предприятий на транспортировку инертных сыпучих строительных материалов.

«В регионе очень скудный ассортимент выпускаемых строительных материалов. Почти все компоненты завозятся извне. К примеру, для производства товарного бетона цемент в регион завозится с Мангистауской области, а щебень и ПГС из соседней Актюбинской области. Тонна щебня в Актобе стоит 1800 тенге, в то время как в Атырау - 6000 тенге, услуги «КТЖ» составляют 3600 тенге с тонны. Такая же ситуация и по ПГС. Тонна ПГС в Актобе стоит порядка 600 тенге, в то время как у нас - 4250 тенге, услуги «КТЖ» – 3300 тенге. Соответственно, повышаются цены на конечную продукцию, у предпринимателей нет заинтересованности в развитии строительной индустрии. Качество местных строительных материалов не выдерживает никакой конкуренции с привозными аналогами. Имеющиеся в регионе месторождения песка не соответствуют стандартам и нормам, предъявляемых производителями строительных материалов», - рассказал Марат Жалдекенов.

Существующие на сегодня в регионе проблемы рыбной отрасли, по мнению члена Регионального совета Каршыги Джаумбаева, можно решить путем субсидирования данной отрасли.

«В области работают 19 природопользователей, которые за год вылавливают из естественной среды обитания более 8 тысяч тонн рыбы частиковых пород. Но, к сожалению, из года в год возникают трудности их восполнения, улова и переработки. А связано это с тем, что орудия лова и промысловые рыболовецкие судна морально устаревшие, что отражается и на безопасности промысла, особенно, в условиях морской акватории. На сегодня существует необходимость обновления судоходного парка и оборудования для переработки рыбной продукции, которое на сегодняшний день обветшало на 70%. При субсидировании данной отрасли эффективность вылова рыбы может подняться на 50% и, самое главное, мы решим вопрос безопасности речного и морского рыболовства», - считает Каршыга Джаумбаев.

Вопрос необходимости на систематической основе проводить дноуглубительные работы в устье реки Урал в своем выступлении затронула член Регионального совета Асель Жолмуханова. На сегодня из-за мели по Урало-Каспийскому каналу не могут пройти грузовые баржи.      

«Цена вопроса – расстояние до 1,5 км этого канала, где нет глубины хотя бы 2 метра, чтобы могли пройти баржи с грузами. Проведение дноуглубительных работ позволило бы экспортировать живых овец в Иран, принимать грузы на проекты Карабатана и Тенгиза. Удобный морской порт только в Актау, что опять поднимает цену логистики наземного транспорта. 
В случае реализации данного проекта на рыбоходных и судоходных каналах будет расширена задача использования потенциальной возможности водного транспорта для всех отраслей экономики. Это послужит стимулом для развития туризма в регионе, для экспорта сельскохозяйственной продукции дешевым видом транспорта и перевозки грузов через Каспийское море в другие страны. Кроме того, обмеление устья реки препятствует свободному перемещению рыбы на нерест»
, - отметила Асель Жолмуханова. 

Касательно проблемы по специальной экономической зоне Председатель Правления НПП «Атамекен» Аблай Мырзахметов сообщил, что уже в ближайшие дни вынесет данный вопрос на заседание Проектного офиса с участием Премьер – Министра РК. По железнодорожным тарифам вопрос также будет вынесен на рассмотрение Правительства, вместе с тем, Аблай Мырзахметов предложил дирекции РПП и регсовету также предусмотреть возможность решения данного вопроса на местном уровне за счет привлечения средств из местного бюджета. Вопросы касательно дефицита питьевой воды, проведения дноуглубительных работ, субсидирования затрат рыбной отрасли также будут озвучены перед профильными министерствами.

   

 
 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Партнеры