Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

О нас

Объявления

FAQ

Проверки бизнеса в 2024 году могут быть минимальными – органы контроля города Шымкент

15 Декабря 2023
- г. Шымкент
15512 просмотров

В Палате предпринимателей города Шымкент прошло заседание Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции. В совещании под модераторством председателя Совета Мелеса Сейтжанова приняли участие предприниматели, руководители прокуратуры города Шымкент, департамента по противодействию коррупции и других контрольно-надзорных органов, руководство Палаты.

Основной вопрос повестки дня – 31 декабря 2023 года в стране завершится мораторий на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства.

«Безусловно, введенный три года назад Президентом мораторий на проверки МСБ позволил предпринимателям сократить потери от пандемии и от ряда других социально-экономических проблем. За это время количество действующих субъектов МСП по состоянию на 1 ноября 2023 г. составило 130 898 единиц или 125,6% к соответствующему периоду 2022 г. Численность занятых в МСП на 1 июля 2023г. составила 220 358 человек или 116,3% к соответствующему периоду 2022 г. Выпуск продукции (товаров и услуг) субъектами малого и среднего предпринимательства за январь-июнь 2023 г. составил 1 152 068 миллион тенге или 133,2% к январю-июню 2022 г. Полагаем, что положительные результаты, связаны с эффективностью взаимодействия предпринимателей и органов власти.

В целях дальнейшего улучшения бизнес-климата проводится соответствующяя работа. К 2024 году будет реализована автоматизация системы госконтроля и надзора, которая позволит сократить плановые проверки бизнеса в два раза, сфокусировав внимание правоохранительных органов только на проблемных субъектах. Такой автоматизированный подход позволит назначать проверки без человеческого участия. В результате плановые проверки бизнеса сократятся в 2 раза.

Но мораторий завершится. В любом случае предприниматели должны ожидать, что в любое время могут быть проверки. И что не маловажно, предпринимателям следует обеспечить соблюдение всех соответствующих норм и требований законодательств, все вопросы, все работы, которые у них проводятся в бизнес-процессах должны быть в рамках закона.

Основной целью и задачей НПП РК «Атамекен» является усиление переговорной силы бизнеса с Правительством и государственными органами, защита прав и интересов предпринимателей и обеспечение широкого охвата и вовлеченности всех предпринимателей в процесс формирования законодательных и иных нормативных правил работы бизнеса», – сказала ио заместителя директоры Палаты предпринимателей города Шымкент Майя Исаева.

А прокуроры предупредили об ответственности за незаконную проверку предпринимательства.

«Обращаю ваше внимание, окончание моратория не означает, что теперь органы государственного контроля и надзора могут назначать проверки субъектов бизнеса по любым причинам. В соответствии с пунктом 5 статьи 137 Предпринимательского кодекса проверочными действиями считаются посещение объекта проверки, вызов или запрос необходимой информации. До начала указанных действий проверка подлежит регистрации в территориальном органе правовой статистики и специальных учетов по месту нахождения субъекта (объекта) контроля и надзора. Следует отметить, За нарушение порядка проведения проверок, субъектов частного предпринимательства статьей 175 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. В целом за последние 2 года за нарушение порядка проведения проверок субъектов частного предпринимательства к административной ответственности привлечены 9 лиц органов государственного контроля и надзора. Кроме того, обращаю ваше внимание, что статьей 173 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за незаконное вмешательство должностных лиц в предпринимательскую деятельность. Мы должны понимать, что наложение арестов госорганами на счета предпринимателей является очень чувствительной, так как эта мера приведет к приостановке бизнеса, то есть работникам не будут своевременно выплачивать зарплату. Поэтому обращаю внимание государственных органов, назначать проверки в отношении субъектов предпринимательства исключительно по основаниям, предусмотренным Предпринимательским кодексом, а также не совершать действий, препятствующих деятельности предпринимателей», – сказал начальник управления прокуратуры города Шымкент Бакытжан Байгозиев.

По данным представителей компетентных органов, в 2023 году по городу Шымкент зарегистрировано 2158 актов государственных органов, наделенных правом проверки и контроля, что на 35 процентов меньше, чем в 2022 году.

«Государственными органами проведено 447 профильных проверок, в том числе в отношении 141 субъекта частного предпринимательства. Если говорить о органах, которые в прошлом году провели больше всего проверок по статистике, то органы государственных доходов – 503 акта или 23,3% от общего показателя, управления, подведомственные Департаменту санитарно-эпидемиологического контроля – 254 акта или 11,7%. На третьем месте орган медицинского и фармацевтического контроля -184 акта или 8.5%. Департаментом защищены права индивидуальных предпринимателей путем отказа в регистрации 56 актов проверок в связи с противоречием действующему в текущем году законодательству», – сказал старший прокурор отдела Департамента Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК по городу Шымкент Марат Бейбит.

По мнению специалистов, несмотря на то, что мораторий закончился, проверки субъектов в следующем году могут быть минимальными. Причина – изменения в Предпринимательском кодексе.

«Наш департамент проверяет состояние здоровья человека. Поэтому в этом году мы провели проверки субъектов малого предпринимательства. Таким образом, в наших проверках не будет изменений, как мы отмечаем. Как отметил представитель департамента правовой статистики и специального учета, в этом году у нас прошло более 180 проверок, в 2024 году это число может быть меньше, так как в этом году внесены изменения в Предпринимательский кодекс. Одно из них – если ранее заявитель просто писал заявление, то в этом году мы требуем доказательств. Например, если заявитель говорит, что мне причинен вред здоровью, он теперь должен предъявить выписку из стационара или документ о посещении поликлиники амбулаторно. У нас на сегодняшний день нет плановых проверок, есть профилактические осмотры и осмотры без посещения. В том числе и алгоритм предварительной проверки, так как в этом году были внесены изменения в Кодекс», – сказала заместитель руководителя департамента медико-фармацевтического контроля по городу Шымкент Алмагуль Кенжеханова.

 

В ходе совещания заместитель руководителя управления превенции департамента Агентства РК по противодействию коррупции по г. Шымкент Нурторе Калдыбаев поинтересовался, как проводится разъяснительная работа для предпринимателей, занимающихся психотропными веществами.

«Работа с наркотическими и психотропными веществами делится на две категории. Первый – в сфере здравоохранения, который мы лицензируем и контролируется департаментом полиции. Предприниматели или аптеки, работающие с такими вещами, могут получить лицензию и продолжать работать, мы не можем это оценить со стороны бизнеса. Что касается разъяснительной работы, то в социальных сетях, на нашем сайте ежедневно, а в департаменте с участием руководителя раз в месяц проводится разъяснительная работа субъектам предпринимательства. Мы посещаем объекты предпринимательства, прежде чем выдавать лицензии таким субъектам предпринимательства, где проводим разъяснительную работу. А одним из требований к выдаче лицензии должно быть наличие заключение, выдаваемое управлением по борьбе с наркобизнесом департамента полиции», – отметила заместитель руководителя департамента медико-фармацевтического контроля по городу Шымкент Алмагуль Кенжеханова.

По словам директора ТОО «ТИМ» Назиры Мыктыбаевой, они лечебным организациям на заказ изготовливают стерильный раствор и спросила, как маркируются такие продукты.

«Маркировка производится на готовую продукцию. То есть, продукции казахстанских производителей и лекарственные средства, которые попали в нашу страну. Маркировка касается как розничной торговли, так и у оптовиков, а также производителей и дистрюбьюторов. А о маркировке продуктов, производимых в аптеке, пока не говорят, так как срок годности этих веществ короткий, месяц. Таких производителей в стране немного, в Шымкенте их семь, из них только три работают», – сказала Алмагуль Кенжеханова.

Специалисты департамента санитарно-эпидемиологического контроля, одного из наиболее часто проводящих проверки объектов предпринимательства, также поделились планами проверок на следующий год.

«По нашей отрасли контролируемые объекты делятся на объекты повышенного эпидемиологического значения и незначительного значения. Из них первые подлежат проверке, а вторые – нет. Они проверяются только после жалоб. В первой половине следующего года у нас запланировано проверка 85 объектов согласно графику проверок, на профилактический контроль с посещением запланировано 46 объектов. Среди них есть как предприниматели, так и государственные учреждения. В случае обнаружения дефекта на объектах, подлежащих профконтролю, мы не примем административных мер, даем предписание об устранении недостатков, на это дается определенный срок. Если по истечении этого срока они предоставят нам сведения об устранении недостатков, то достаточно. В случае выявления недостатков у проверяемых объектов согласно графику проверок, будет рассмотрена административная мера и выдано предписание по устранению недостатков. В график проверок на следующий год включены в основном объекты, не имеющие заключения или объекты незначительного эпидемиологического значения, которые не уведомили наши управления о начале своей работы, объекты, не устранившие недостатки, выявленные в ходе предыдущей проверки, объекты, в ходе проверки которых были доказаны, не выполнившие предписание об устранении недостатков, указанных в заявлении, объекты на основе производственного контроля и объекты, не выполнившие предписание других государственных учреждений. Другие объекты в таблицу не включаются. Кроме того, в соответствии с требованиями Предпринимательского кодекса мы не можем поставить на проверку более 5 процентов объектов, находящихся под нашим контролем. К примеру, если у нас на контроле находится 100 объектов, то только пять из них мы можем поставить на проверку в следующем году, и то только в соответствии с требованиями, указанными выше. Кроме того, при посещении плановой проверки мы уведомляем об этом объекте за месяц, при посещении проверки регистрируемся в департаменте правовой статистики и специальных учетов, после чего выезжаем и проверяем. Есть проверочный лист, при посещении проверяем только утвержденные данные на этом листе, не можем проверить лишнее. И по проверкам проводим разъяснительную работу по санитарно-эпидемиологическим требованиям в каждой отрасли, проводим семинары, лекции», – сказал заместитель руководителя департамента санитарно-эпидемиологического контроля города Шымкент Алдаркул Ахметов.

В ходе совещании член Совете по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Владимир Накисбаев отметил, что самым актуальным вопросом на сегодняшний день является проверка предпринимательства.

«Самый проблемный вопрос, который нас беспокоит – это мораторий, то есть проверка предпринимательства. Сколько у нас проверяющих органов? Более двадцати. Мораторий подходит к концу, как теперь будут работать предприниматели со следующего года? Например, что такое проблемные субъекты? Какими требованиями он определяется? Кто они? Вот таких вопросов много. Это необходимо обсудить. Например, если один житель пишет заявление, начинается проверка. Если жалуется еще один человек – будет еще проверка. Если это так, то лицо, подавшее заявление, должно привести свои аргументы. Считаю, что должны быть основания для проверки. В целом, считаю, что по этим проверкам мы должны дать рекомендации центральному аппарату Палаты предпринимателей «Атамекен», Правительству. По поводу проверки очень много противоречивых мнении, но среди них есть и продуктивные. Нужны четкие требования, кого и как проверять. Необходимо проверять только те производства, которые влияют на жизнь человека, общество, которые опасны. Возьмем, к примеру, мастерскую по пошиву обуви, зачем ее проверять?», – говорит Владимир Иванович.

В завершение совещания членам регионального совета, представителям контрольно-надзорных органов была презентована деятельность Арбитражного центра Национальной палаты предпринимателей «Атамекен».

По словам исполнительного директора арбитражного центра, члена Королевского института арбитров Аскара Калдыбаева, Арбитражный центр разрешает возможные споры между предпринимателями. Центр создан в соответствии с Законом РК «О Национальной палате предпринимателей». Единственный его участник – НПП «Атамекен». На сегодня Арбитражный центр имеет хорошую репутацию на арбитражном рынке и в юридическом сообществе. Свыше 300 компаний продолжают включать в договоры типовую арбитражную оговорку Арбитражного центра.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры