Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

О нас

Объявления

FAQ

Мониторинг освоения гранта: проверка бизнеса или требование закона?

07 Марта 2024
- г. Шымкент
9151 просмотров

В Палате предпринимателей города Шымкент состоялось заседание Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции. В совещании приняли участие руководство Палаты, предприниматели, руководство прокуратуры города Шымкент, Департамента по противодействию коррупции и других контрольно-компетентных органов, руководители соответствующих управлений города Шымкент.

По данным председателя Совета Мелеса Сейтжанова, более 32 процентов обращений, поступающих в Палату предпринимателей города Шымкент, связаны с земельными отношениями. Актуальны такие вопросы, как изъятие земельного участка для государственных нужд, утверждение архитектурно-проектной документации на объект. В этой связи с докладом выступила заместитель директора Палаты Майя Исаева.

 

«В Палату предпринимателей поступают жалобы со стороны предпринимателей. К примеру, гражданин Нуржан Астанакулов обнаружил, что на принадлежащем ему земельном участке проложена автомобильная дорога. В соответствии со статьей 84 Земельного кодекса РК, земельный участок может быть принудительно отчужден для государственных нужд в исключительных случаях с согласия собственника или негосударственного землепользователя или по решению суда с условием равного возмещения имущества. Однако на практике Н. Астанакулов не получил уведомления или постановления о начале принудительного изъятия земельного участка для государственных нужд. С октября 2023 года предприниматель пишет письма в управление пассажирского транспорта и автомобилей города Шымкент, управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений. Кроме того, в результате письменного обращения в прокуратуру города предприниматель получил ответ из управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Шымкент от 9 января 2024 года, в котором говорилось, что разрабатывается проект постановления о принудительном отчуждении земельного участка для государственных нужд. Таким образом, считаем, что имеют место грубые нарушения конституционных прав и интересов Нуржана Астанакулова в отношении частной собственности со стороны государственных органов», – сказала Майя Исаева.

На этот вопрос ответил специалист управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Шымкент.

«На основании постановления акимата города Шымкент от 12 мая 2021 года №288 «О начале принудительного отчуждения земельных участков для государственных нужд», по поручению управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Шымкента от 10 ноября 2023 года №01-05-16/1032-К/Х и в связи с изменением собственника данного земельного участка, на Нуржана Астанакулова (новый идентификационный №22-330-036-181) в соответствии с постановлением акимата города Шымкент от 5 февраля 2024 года №161 внесены изменения в занимаемую площадь 0,1929 га. На сегодняшний день Нуржану Астанакулову направлено письменное уведомление (предупреждение) об изьятии участка для государственных нужд от 6 февраля 2024 года за номером №24-10-06/2122. Направлено независимому оценщику для проведения оценочных работ в соответствии с требованиями Закона РК «О государственном имуществе», – ответил представитель управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Шымкент Досангали Ертаев.

Тем не менее члены Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции обратили внимание на то, что управлением нарушен порядок процедуры изъятия земельного участка.

На заседании Совета были приведены и другие примеры, касающиеся защиты интересов предпринимателей в сфере земельных отношений. К примеру, предприниматель Н. Кульбаев длительное время не может получить архитектурно-проектную документацию (АПЗ) на строительство быстровозводимых конструкции на земельном участке. При этом управление не может предоставить мотивированный ответ об отказе. Специалисты управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Шымкент и городского филиала АО «НК ҚТЖ» отметили, что участок предпринимателя находится рядом с железной дорогой, и по генплану там должна быть зеленая зона.

По результатам заседания члены Совета рекомендовали Палате инициировать перед профильными управлениями акимата рассмотрение вопроса восстановления нарушенных прав предпринимателей.

Вместе с тем членами предложено проанализировать процедуру изъятия земельных участков для государственных нужд у субъектов предпринимательства.

С докладом по другому вопросу повестки дня выступил заместитель директора Палаты предпринимателей Максат Өткелбаев.

«В Палату предпринимателей поступают письма-заявления от субъектов предпринимательства, получивших грант в размере до 400 МРП. Основная цель этого гранта – помочь в предпринимательской инициативе. В соответствии с законом, после предоставления грантов на реализацию новых бизнес-идей осуществляется мониторинг их целевого использования. В настоящее время мониторинг целевого использования грантов со стороны Центра трудовой мобильности города Шымкент не соответствует требованиям закона. Так как субъекты предпринимательства по порталу business.enbek.kz представляют промежуточные и итоговые отчеты об исполнении бизнес-проекта с приложением соответствующих документов. Согласно положениям данного закона, Центр трудовой мобильности города Шымкент должен проводить мониторинг на электронной платформе. Кроме того, специалистами центра проводится мониторинг с посещением субъектов предпринимательства. Это не отражено в положениях указанного закона и условиях типового договора», – сказал Максат Дуйсенбекович.

На этот вопрос ответила заместитель директора Центра трудовой мобильности города Шымкент Жулдыз Балтабаева.

«По представлению надзорно-контрольных органов нам требуются акты группы мониторинга по освоению данных грантов по целевому назначению. В целом, предприниматель, получивший грант, в течение трех месяцев после поступления средств представляет первичный отчет с соответсвующими документами купленных товаров. Затем группа мониторинга посетит и проверит соответствие бизнес-плана и купленных товаров. И есть много случаев, когда они не совпадают. Например, в 2023 году выявлено, что из 452 человек 131 человек не открыли свое дело. У них бывают самые разные причины на это. Изучив эти обстоятельства, мы направляем в суд только то, что установлено. На данный момент таких фактов всего 61. В общем, если мы не определим это путем мониторинга, то у нас будет запрос со стороны проверяющих надзорно-контрольных органов», – сказала Жулдыз Балтабаева.

На заседании Совета также был поднят проблема проведения мониторинга в учебных центрах . В частности, в Палату предпринимателей обратились руководители учебных центров, которые указали, что нарушены вопросы и порядок проведения мониторинга, связанные с выполнением договоров на освоение государственного образовательного заказа по профессиональному обучению в организациях образования.

«Учебным центрам сообщают об отчислении обучающихся по программе занятости из-за нехватки средств по программе «Күміс жас». На основании этих данных участился мониторинг со стороны Центра трудовой мобильности города Шымкент, многие учащиеся были отчислены. В настоящее время Центр трудовой мобильности направляет в учебные центры досудебные уведомления», – сказал представитель Ассоциации учебных центров «Адал білім» Толеген Данияров.

Представители Центра трудовой мобильности опровергли эти жалобы. В этой связи член Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции при Палате, заместитель руководителя департамента экономических расследований Агентства РК по финансовому мониторингу по городу Шымкент Алмас Манатулы предложил сторонам представить в департамент свои жалобы и факты.

По итогу Совет принял резолюцию направить Палатойе предпринимателей города Шымкент письмо в управление занятости и социальной защиты о проведении мониторинга через портал business.enbek.kz; направить письмо в прокуратуру города о проведении правовой оценки в рамках своей компетенции мониторинга со стороны управления занятости и социальной защиты , Центра трудовой мобильности. Кроме того, прокурору Шымкента предложено провести надлежащий анализ проводимых процедур в сфере получения, принятии мер прокурорского реагирования в случае грубых нарушений прав и законных интересов.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры