Из-за отсутствия правовой ответственности РГП «Еңбек» МВД не выплатило предпринимателям почти 1 млрд. тенге
20 февраля 2025 г. на очередном заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП «Атамекен» под председательством Каирбека Сулейменова рассмотрен вопрос о соблюдении прав предпринимателей в гражданско-правовых отношениях с РГП «Еңбек» КУИС МВД.
В Национальную палату предпринимателей поступают обращения субъектов бизнеса о неисполнении РГП «Еңбек» договорных обязательств, что влечет за собой судебные разбирательства, которые не дают результатов по восстановлению нарушенных прав предпринимателей.
Многочисленные нарушения обязательств РГП «Еңбек» по оплате поставленных товаров, оказанных работ и услуг обусловлены отсутствием правовых механизмов защиты поставщиков при проведении закупок заказчиками, которые заведомо не в состоянии выполнить принимаемые имущественные и денежные обязательства.
Что говорит статистика?
На февраль 2025 года у судебных исполнителей находилось 71 исполнительное производство о взыскании с РГП «Еңбек» в пользу субъектов предпринимательства задолженности на 961,4 млн. тенге. Только за январь месяц 2025 года возбуждено 3 новых исполнительных производства на 61,1 млн. тенге.
Данные документы не исполняются, т.к. в отношении РГП «Еңбек» проводится процедура реабилитации, которая исключает исполнение решение судов в установленном порядке.
«Руководство РГП «Еңбек», заведомо зная, что компания является финансово несостоятельной и фактически освобождена от гражданско-правовой ответственности на период проведения процедуры реабилитации, заключало отдельные договора и получало без оплаты от поставщиков товары, работы и услуги, тем самым причиняло убытки субъектам частного предпринимательства», - отметил спикер Талгат Доскенов.
Несмотря на то, что исполнительные документы предъявляются по решениям судов, вынесенных уже после начала реабилитационной процедуры, они оставляются без исполнения государственными судебными исполнителями, что по мнению Министерства финансов является неприемлемым.
Нарушение договорной дисциплины государственным предприятием подрывает авторитет власти, ограничивает развитие партнерских отношений государства и бизнеса, наносит предпринимателям непрогнозируемые убытки, нарушает производственные и бизнес процессы.
Сложившаяся ситуация обусловлена заложенным в законе о государственных закупках протекционизме прав заказчиков, а вносимые предложения предпринимательского сообщества о соблюдении паритета прав заказчиков и поставщиков были проигнорированы как разработчиками закона, так и на стадии его обсуждения в законодательном органе.
Так, статья 7 Закона «О государственных закупках», предусматривающая основания ограничения участия в государственных закупках, касается только поставщиков товаров, работ и услуг. Согласно статье 8 Закона ведение реестра недобросовестных участников государственных закупок также относится только к поставщикам. Предложения о формировании реестра недобросовестных заказчиков были категорически отвергнуты на стадиях подготовки законопроекта и его принятия.
Согласно Порталу государственных закупок в 2024 году РГП «Еңбек» проведено свыше 3,5 тысяч тендеров государственных закупок и в 2025 году данная детальность не имеет тенденции к сокращению.
Сложившаяся практика нарушений договорных обязательств в РГП «Еңбек» продолжает иметь место, что влечет образование многомилионной задолженности перед бизнесом.
Предусмотренный законом о государственных закупках порядок планирования государственных закупок, основанный на бюджете заказчика, не выдерживается. Минфин не контролирует и не корректирует соответствие запланированных закупок финансовым возможностям предприятия. Эта деятельность «отдана на откуп» самому заказчику, от добросовестности которого зависит будет ли произведена оплата предпринимателям за поставленные товары, выполненные работы и предоставленные услуги.
«Целенаправленная деятельность по наращиванию задолженности предприятий перед субъектами бизнеса создает условия для коррупционных проявлений», - отметил Каирбек Сулейменов.
В декабре 2024 – январе 2025 годов начаты расследования коррупционной деятельности заместителя генерального директора и начальника управления строительства и производства РГП «Еңбек».
Если государство заинтересовано в деятельности РГП «Еңбек», т.к. кроме осуществления производственной деятельности, предприятие создавалось в целях реализации принципов уголовно-исправительной политики по «соединению наказания с исправительным воздействием» и «стимулирования правопослушного и активного общественно полезного поведения осужденных», то должно разделить финансово-хозяйственные риски РГП. Нужно предоставить на период его реабилитации гарантии исполнения взятых им обязательств перед субъектами частного предпринимательства.
Что предлагает Совет?
По итогам обсуждения предложено Министерству финансов рассмотреть возможность погашения обязательств РГП «Еңбек» из Резерва Правительства и местных исполнительных органов, а также проработать вопрос формирования неправительственного реестра недобросовестных заказчиков в государственных закупках.
Министерству внутренних дел рекомендовано осуществить органнизационные и законодательные меры по совершенствованию деятельности, обеспечивающие соблюдение договорных отношений с субъектами частного предпринимательства.
Министерство юстиции должно строго соблюдать требования закона при исполнении решений судов независмо от статуса должника.
Рекомендации и материалы заседания Совет направит в Администрацию Президента, Аппарат Правительства и Генеральную прокуратуру РК для сведения.
Оставьте комментарий:
Комментарии: