astana-view

Реестр проблем

№712

Неустойка в договорах о госзакупках

Участвуя в государственных закупках, предприниматели столкну-лись с неравными условиями ответственности за неисполнение дого-ворных обязательств. Согласно Типовым договорам о государствен-ных закупках товаров/работ/услуг, ответственность Заказчика (гос-предприятия) по задержанным платежам, наступает за исключением случаев – секвестра и/или недостаточности денег на контрольном счете наличности соответствующих бюджетов/расчетном счете госу-дарственного предприятия, юридического лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций которых принадлежат государству. Недостаточность денег на расчетном счете государственного пред-приятия, юридического лица, пятьдесят и более процентов голосую-щих акций которых принадлежат государству, на наш взгляд не мо-жет являться основанием для освобождения стороны по договору от имущественной ответственности и данное ограничение создает не-равные условия для участников договорных отношений. Предприниматель к примеру, не имеет такого послабления и обязан выплачивать договорную неустойку независимо от его финансового состояния, наличия/отсутствия денег на его расчетном счете. Неустойка это один из способов обеспечения исполнения обяза-тельств, один из способов защиты. Заключая договор о государственных закупках, госпредприятие обя-зано обеспечить надлежащее его исполнение, а в случае нарушения своих обязательств по оплате – нести равную с предпринимателем ответственность.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

СКО РПП

Предложение по решению проблемы:

Инициировать внесение изменений в Типовые договоры о государственных закупках, где из пунктов об ответственности Заказчика исключить исключающий ответсвтенность случай «недостаточности денег на контрольном счете наличности соответствующих бюджетов/расчетном счете». Изложить пункт об ответственности в следующей редакции: За исключением случаев секвестра, если Заказчик не выплачивает Поставщику причитающиеся ему средства в сроки, указанные в Договоре, то Заказчик выплачивает Поставщику неустойку (пеню) по задержанным платежам в размере 0,1% (ноль целых один) от причитающейся суммы за каждый день просрочки. При этом общая сумма неустойки (пени) не должна превышать 10 % от общей суммы Договора.

Пути решения:

Инициировать внесение изменений в Типовые договоры о государственных закупках, где из пунктов об ответственности Заказчика исключить исключающий ответсвтенность случай «недостаточности денег на контрольном счете наличности соответствующих бюджетов/расчетном счете». Изложить пункт об ответственности в следующей редакции: За исключением случаев секвестра, если Заказчик не выплачивает Поставщику причитающиеся ему средства в сроки, указанные в Договоре, то Заказчик выплачивает Поставщику неустойку (пеню) по задержанным платежам в размере 0,1% (ноль целых один) от причитающейся суммы за каждый день просрочки. При этом общая сумма неустойки (пени) не должна превышать 10 % от общей суммы Договора.

Дата включения в реестр:

2020-10-23 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2020-12-31 00:00:00

Ход исполнения:
09.10.2023; ДРЗ неоднократно поднимал вопрос несвоевремнных расчет Заказчиков с Поставщиками по договорам о государственных закупках, в том числе по созданию РЕЕСТРА НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ЗАКАЗЧИКОВ. Между тем, требует более детальной проработки усиление ответственности за правонарушения в сфере государственных закупок , в том числе и по нарушениям, не предусмотренных Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» (к примеру, несвоевременное направление проекта договора о государственных закупках и/или подписание договора о государственных закупках, нарушение сроков утверждения электронных актов/оплаты по поставленным товарам/оказанным работам/услугам на веб-портале государственных закупок и т.д.). Соответствующие предложения от НПП «Атамекен» в статью 207 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» были направлены в адрес Министерства финансов РК за исх.№ 10702/16 и № 10769/16 от 3 августа и 4 августа 2023 года. 12 мая 2023 года на веб-портале государственных закупок была опубликована новость (https://goszakup.gov.kzuews/view/1134) касательно произведенной доработки, согласно которой для организаторов (при публикации объявления) и потенциальных поставщиков (при подаче заявки на участие) будет отображаться уведомление о нахождении заказчика в едином реестре должников. Кроме того, по устной информации Министерства финансов Республики Казахстан, в ближайшее время на портале госзакупок дополнительно будет реализован функционал всплывающих уведомлений о наличии проблем с оплатой у заказчика более 30 календарных дней. Это позволит поставщику самостоятельно оценить ожидающие его риски несвоевременной оплаты за поставленный товар или выполненные работы. Напоминаем, что разрабатываются проекты Закона и Правил осуществления государственных закупок, в реализацию пункта 43 Плана действий по реализации Предвыборной программы Президента Республики Казахстан «Справедливый Казахстан – для всех и для каждого. Сейчас и навсегда», утвержденного указом Президента Республики Казахстан от 26 ноября 2022 года №2.
Одобрено государственным органом
Ответственный исполнитель:

Алибекова Аяна Азаматовна

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ РЕГУЛИРУЕМЫХ ЗАКУПОК

Руководитель подразделения:

Абдуалиева Меруерт Кулмуратовна

Управляющий директор- директор Департамента

ДЕПАРТАМЕНТ ЗАКУПОК И МЕСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ

Дочерние организации

Партнеры