Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

О нас

Объявления

FAQ

Работодатели в подготовке кадров

Квалификационные требования к выпускникам постоянно расширяются и повышаются из-за растущей глобализации и непрерывных структурных изменений в промышленности и обществе. Стандарты образования для существующих профессий и применяемые методы обучения должны способствовать раскрытию профессиональных качеств обучающихся.

Экономика трансформировала традицию «штучной» подготовки мастером ученика в дуальную систему обучения.

Дуальное обучение - эта подготовка квалифицированных работников на основе тесного взаимодействия предприятий и колледжей: ученики обучаются профессии на рабочем месте прошедших подготовку специалистов-мастеров.

Дуальная система решает две задачи сразу – совмещает в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Одновременно с учебой учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах: в 1-2 дня в неделю в колледже, остальные время - на предприятии.

Для предприятия - это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших учеников, ведь за три года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. Такой подход мотивирует учащихся учиться не для галочки. Новички могут сразу работать с полной отдачей и производительностью, они хорошо знают жизнь предприятия и чувствуют себя на нем «своими».

Все это в совокупности способствует закреплению кадров и уменьшению текучести, что для производства немаловажно.

Участие в подготовке кадров положительно сказывается на репутации предприятия и его имидже как работодателя на рынке труда. При этом за ним остается право выбора, и оно само решает, организовывать ли у себя обучение.

Для молодых людей - это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и безболезненно адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания — работу, к которой хорошо подготовлены. Дуальная система обеспечивает плавное вхождение в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой. Оно позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует социальную компетентность и ответственность.

Для государства - эффективно решается задача подготовки квалифицированных кадров для отраслей экономики. Государство поддерживает подготовку специалистов на предприятии, финансируя систему ТиПО.

Кроме того, к его компетенции относится правовой контроль и сотрудничество с региональными палатами по вопросам профессионального обучения. В задачи этих палат входит контроль наличия на предприятиях необходимых условий для обучения учеников, а также создание экзаменационных комиссий.

Модель дуального обучения

Профессиональное ориентирование

Дорожная карта внедрения дуального обучения

Реестр договоров дуального обучения

Развитие института наставничества

Реестр сертифицированных наставников

Пошаговая модель включенности предприятий в дуальное обучение

Список экспертов по образовательным программам

Нормативно-правовые акты по дуальному обучению:

  1. Закон РК «Об образовании»
  2. Трудовой кодекс РК
  3. Государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования
  4. Правила о дуальном обучении
  5. Договор о дуальном обучении

Шаги для участия в дуальном обучении:

  1. Обратиться в региональную палату предпринимателей
  2. Подать заявку о потребности в региональную палату предпринимателей.
  3. Выбрать колледж для заключения договора
  4. Заключить договор о дуальном обучении 
  5. Зарегистрировать договор в региональной палате предпринимателей 
  6. Внести корректировки в образовательные программы под свои требования, согласовать график производственного обучения и профессиональной практики (60% обучения на базе предприятия)
  7. Закрепить наставника за студентами
  8. Приступить к обучению

Вопрос: Что такое дуальное обучение?

Ответ: Форма подготовки кадров, сочетающей обучение в колледже с обязательными периодами производственного обучения и профессиональной практики на предприятии (60% времени обучения на базе предприятия)

Вопрос: Какие преимущества в дуальном обучении?

Ответ: Обновление образовательных программ под свои требования

60% учебного времени практики на базе предприятия

Возмещение части расходов за студентов

Вопрос: Кто может участвовать в дуальном обучении?

Ответ: Малый, средний, крупный бизнес (ИП, КХ, ТОО, АО, консорциум)

Вопрос: Если студент несовершеннолетний можно привлекать к работе?

Ответ: Согласно Трудовому кодексу к работе допускаются лица с 14 лет, при согласии родителей

Вопрос: Кто составляет образовательные программы при дуальном обучении?

Ответ: Колледж совместно с работодателями составляют образовательную программу под конкретные требования рынка

Вопрос: Если колледж говорит, что не имеет право менять программы обучения?

Ответ: Согласно пункту 13, главы 2 ГОСО:

1) изменяют до 50 % объема учебного времени, отводимого на освоение учебного материала для циклов до 80 % при дуальном обучении;

 2) изменяют содержание учебных программ до 80 % при дуальном обучении по каждой дисциплине, производственному обучению, в том числе по интегрированным (включенным) в модули дисциплинам;

3) вводят дополнительные дисциплины (профессиональные модули) по требованию работодателей с сохранением общего количества часов на обязательное обучение;

Вопрос: Обязан ли работодатель платить заработную плату?

Ответ: На усмотрение работодателя может назначить оплату

Вопрос: Кто отвечает за посещение студентами рабочее место?

Ответ: Руководитель практики закреплённый колледжем

Вопрос: Куда можно обратиться за консультацией?

Ответ: В региональную палату предпринимателей вашей области

Об образовании

Трудовой кодекс Республики Казахстан

НПА

О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан

О разрешениях и уведомлениях

Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы

Об утверждении Плана мероприятий по реализации Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы

Об утверждении квалификационных требований, предъявляемых к образовательной деятельности, и перечня документов, подтверждающих соответствие им

Об утверждении Типовых правил приема на обучение в организации образования, реализующие образовательные программы высшего образования

Об утверждении Типовых правил приема на обучение в организациях образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального образования

Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов, в том числе Типовых правил организаций образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей

Об утверждении Правил размещения государственного образовательного заказа на подготовку специалистов с техническими профессиональным, послесредним, высшим и послевузовским образованием с учетом потребностей рынка труда, на подготовительные отделения высших учебных заведений, а также на дошкольное воспитание и обучение

Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования

Об утверждении Правил государственной аттестации организаций образования

Об утверждении Правил организации дуального обучения

Об утверждении Правил по организации заказа, хранению, учету и выдаче бланков документов государственного образца об образовании и (или) квалификации и обеспечению ими организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы основного среднего и общего среднего образования, образовательные программы высшего и послевузовского образования, подведомственных организаций образования

Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

Об утверждении Правил оценки уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации по профессиям (специальностям)

Об утверждении общих требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в организации

Дочерние организации

Партнеры