astana-view

Реестр проблем

№1345

В Палату предпринимателей Костанайской области поступило обращение от Ассоциации сельхозтоваропроизводителей Костанайской области касательно применения 20-кратного размера штрафов Налоговыми органами с даты вручения уполномоченным органом по контролю за использованием и охраной земель письменного предписания землепользователю о необходимости использования земельного участка по назначению и (или) устранения нарушения законодательства Республики Казахстан.

Согласно, пункта 10 статьи 564 Налогового кодекса Республики Казахстан, по земельным участкам сельскохозяйственного назначения, не используемым по целевому назначению либо используемым с нарушением земельного законодательства, размер платы увеличивается в двадцать раз с даты вручения землепользователю предписания об устранении нарушений. Однако на практике территориальные органы земельного контроля квалифицируют отсутствие у хозяйств проекта внутрихозяйственного землеустройства как «использование с нарушением законодательства». В результате сведения передаются в налоговые органы, и хозяйствам начисляются штрафы в 20 (двадцати) кратном размере. Применение штрафов должно рассматриваться исключительно как санкция за фактическое нерациональное использование земель, а не за формальные недочёты в документации, поскольку: - отсутствие Проекта ВХЗ является формальным несоответствием, которое устранимо и не свидетельствует о фактическом нерациональном использовании земель; - действующие сельхозтоваропроизводители, ведущие производство и уплачивающие налоги, необоснованно приравниваются к недобросовестным землепользователям; - применение двадцатикратных доначислений создает существенную угрозу финансовой устойчивости агробизнеса и может привести к сокращению сельхозпроизводства в регионе.

Уровень проблемы:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?> <root><item id="1">Республиканская проблема</item></root>

Источник информации о проблеме:

КОСТАНАЙСКАЯ РПП

Предложение по решению проблемы:

Оказать содействие в инициировании изменений - исключить подпункт 4) пункта 5 Главы 1 Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных приказом Министра сельского хозяйства РК от 17.01.2020 года №7 (далее по тексту Правила рационального использования), которым установлена необходимость наличия у сельскохозяйственного производителя проекта внутрихозяйственного землеустройства, ввиду того, что отсутствует практическая необходимость в указанном документа, а составление его разработчиком (лицом, занимающимся проектными и изыскательскими работами, как установлено Правилами составления проекта внутрихозяйственного землеустройства) требует значительные финансовые средства, что ложиться тяжелым бременем для сельскохозяйственного производителя. В случае невозможности исключения необходимости наличия у сельскохозяйственного производителя проекта внутрихозяйственного землеустройства внести изменения в следующие правовые акты: 1) Подпункт 2) пункта 1 ст.93 Земельного кодекса РК дополнить положением, согласно которому под нарушением правил рационального использования, являющимся случаем использования земельного участка с нарушением законодательства РК, относиться сам факт нерационального использования земель, который должен устанавливаться уполномоченным органом; 2) В Правилах составления проекта внутрихозяйственного и межхозяйственного землеустройства, утвержденных Приказом Министра сельского хозяйства РК от 20.04.2022 года №119, предусмотреть возможность составления проекта внутрихозяйственного землеустройства как на основании договора с лицом, занимающимся проектными и изыскательскими работами, так и самим сельскохозяйственным производителем. Также внести изменения в пункт 10 статьи 564 Налогового кодекса Республики Казахстан, установив недопустимость направления сведений в налоговые органы в период устранения землепользователем в установленный уполномоченным органом срок нарушений земельного законодательства.

Пути решения:

Инициировать рассмотрение вопроса на уровне уполномоченных государственных органов, в том числе Комитета государственных доходов РК, с целью корректировки правоприменительной практики.

Дата включения в реестр:

2025-12-19 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2025-12-31 00:00:00

Ход исполнения:
На рассмотрении НПП
Ответственный исполнитель:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?> <root><item id="7e40aeb2-081d-4ef4-8a34-67b407980386">Асылханов Куаныш Кайратулы (Заместитель директора, ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, , )</item></root>

Заместитель директора

ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Руководитель подразделения:

Молкенов Данияр Нурбекович (Управляющий директор- директор Департамента, 919361 (2006), )

Управляющий директор- директор Департамента

ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Еншілес ұйымдар

Серіктестер