astana-view

Реестр проблем

№449

Касательно предоставления оригинала контрольно-кассового чека при аннулировании пробитой на ККМ суммы за возврат ранее реализованного товара.

Законом Республики Казахстан от 4 мая 2010 года № 274-IV «О защите прав потребителей» (далее «Закон») (п. 14 ст. 14), предусмотрено, что документом, подтверждающим факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги) является контрольный (товарный) чек либо квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция к отрывному талону, надлежащим образом оформленный технический паспорт, иной документ, содержащий сведения о наименовании, стоимости товара (работы, услуги), дате приобретения, продавце (изготовителе, исполнителе). Согласно ст. 18 Закона при отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара (контрольно-кассового чека), не лишает его права ссылаться на свидетельские показания, а также документы и другие средства доказывания, в том числе фото- и (или) видеофиксацию, в подтверждение факта приобретения товара. Кроме того п. 1 ст. 30 Закона, предусмотрено, что Продавец (изготовитель) обязан обеспечить обмен или возврат непродовольственного товара надлежащего качества, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также документ, подтверждающий факт приобретения товара, в течение четырнадцати календарных дней. В случае если документ, подтверждающий факт приобретения товара, был утерян или по каким-либо причинам не выдан потребителю, то обмен или возврат товара должен быть произведен, если потребитель докажет факт покупки у данного продавца (изготовителя). Вместе с тем, принимая во внимание статью 10 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 480-V «О правовых актах», по иерархии нормативных правовых актов НК РК обладает большей юридической силой, нежели Закон. Принимая во внимание тот факт, что данные нормы законодательства противоречат друг другу, то есть если в приведенном случае предприниматель в соответствии Налоговым кодексом не примет товар и не вернет деньги покупателю, органы по защите прав потребителей могут привлечь его к административной ответственности, а так же покупатель может обратится в судебные органы за зашитой своих прав (суды удовлетворяют требования покупателей и взыскивают суммы с предпринимателя). В тоже время, если в соответствии с Законом вернет деньги покупателю органы государственных доходов привлекут к административной ответственности за нарушение порядка применения контрольно-кассовых машин.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

Восточно-Казахстанская РПП

Предложение по решению проблемы:

Внесение изменений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других платежах в бюджет».

Пути решения:

1. Направить предложение в МНЭ РК, МФ РК. 2. В случае необходимости, провести совещание с заинтересованными госорганами, субъектами предпринимательства. 3. В случае одобрения, принять меры по внесению изменений в соответствующие НПА. Внесение изменений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других платежах в бюджет», а именно п. 2 ст. 650 НК РК данного Кодекса РК изложить в следующей редакции: «Операции аннулирования ошибочно введенной суммы или возврат наличных денег за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги производятся в соответствии с техническими требованиями изготовителя модели контрольно-кассовой машины при наличии копии документа, подтверждающего факт приобретения товара либо при его отсутствии свидетельские показания в письменной форме, а также и другие средства доказывания, в том числе фото- и (или) видеофиксацию, в подтверждение факта приобретения товара и произведенной записи в книге учета наличных денег».

Дата включения в реестр:

2017-02-27 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2017-09-30 00:00:00

Ход исполнения:
01.06.2018; приказ Министра финансов РК от 16.02.2018г. № 208 ( пункт 17 Глава 6 Правила применения ККМ)
11.07.2017; 01.06.2017 в рамках разработки проекта нового Налогового кодекса проведено совещание совместно с заинтересованными предпринимателями, включая инициатора проблемы. Вопрос будет рассматриваться в рамках разработки подзаконных НПА после принятия нового Налогового кодекса (в случае применения предпринимателем ККМ с функцией передачи данных в органы государственных доходов и оформления счетов-фактур в электронной форме).
20.10.2017; 1. 01.06.2017 в рамках разработки проекта нового Налогового кодекса проведено совещание совместно с заинтересованными предпринимателями, включая инициатора проблемы. Вопрос будет рассматриваться в рамках разработки подзаконных НПА после принятия нового Налогового кодекса (в случае применения предпринимателем ККМ с функцией передачи данных в органы государственных доходов и оформления счетов-фактур в электронной форме). 2. Данное предложение также направлено в МНЭ в рамках представления экспертного заключения к проекту Налогового кодекса. Предложение поддержано. Будет учтено в проекте НПА
Решен/исполнен
Ответственный исполнитель:

Сапарова Акмарал Беловна

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Руководитель подразделения:

Жанбулатова Женыс Сайлаубековна

Директор

ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Еншілес ұйымдар

Серіктестер