astana-view

Реестр проблем

№520

Излишние требования к аптекам, установленные стандартом надлежащей аптечной практики (GPP).

Приказом Министра здравоохранения и социального развития РК от 27 мая 2015 года № 392 «Об утверждении надлежащих фармацевтических практик» утвержден Cтандарт надлежащей аптечной практики (GPP). Данный стандарт не учитывает уровень развития отечественного фармацевтического бизнеса. К примеру, для проведения аптечной организацией диагностического тестирования необходим врач или соответственно обученный персонал, место (помещение) для проведения тестирования, наличие поверенного оборудования и др. Предполагает наличие клинического фармацевта, для разработки с врачом фармакотерапевтических программ и схем лекарственного лечения с отражением его в фармацевтическом досье, но клинических фармацевтов в Казахстане не готовят. Разрабатывается только программа по их подготовке. Кроме того, имеется запрет на совмещение в аптеке отделов рецептурного и безрецептурного отпуска, это потребует наличие двух оборудованных рабочих мест, независимо от объема работы. Необходимо отметить, что исполнение данных требований возможно только в больших городах, где большая проходимость и высокий уровень рентабельности. Стандарт аптечной практики в Казахстане был утвержден на основании руководства по надлежащей аптечной практике FIP (Международная фармацевтическая федерация) и ВОЗ. Вместе с тем, в Нидерландах, где расположена штаб-квартира FIP плотность населения составляет 415 человек на 1 кв.км, в Швейцарии где расположена штаб-квартира ВОЗ составляет 188 человек на 1 кв.км., а в Казахстане всего 6,4 человека на 1 кв.км, в Костанайской области 4,5 человека на 1 кв.км. Данные цифры наглядно показывают о потенциально низкой проходимости и рентабельности аптек в Казахстане. Так, расходы на содержание малой аптеки составляет 450-500 тыс. тенге в месяц, с увеличением штата, площадей, приобретения оборудования данные расходы увеличатся в 3 раза. Кроме того, для оборудования дополнительных рабочих мест, и увеличения площади аптеки потребуется 8-10 млн. тенге. В Казахстане около 70% аптек это малые предприятия которые не смогут позволить себе такие затраты, особенно это касается аптек в сельских населенных пунктах и аптек с малой проходимостью для которых такая нагрузка повлечет закрытие либо существенное удорожание лекарств. Международный опыт и опыт зарубежных стран необходимо учитывать в нормотворческой и правоприменительной практике, но для этого полагаем, необходимым провести детальный анализ рисков как для бизнеса, так и для населения. В Российской Федерации Правила надлежащей аптечной практики детально проработаны и адаптированы с учетом национального уровня развития фармацевтического бизнеса и потребности населения. К примеру, наличие зон и помещений определяет руководитель аптеки в зависимости от объема выполняемых работ, оказываемых услуг. От предпринимателей республики поступают предложения о необходимости пересмотра требований стандарта GPP. Поскольку на практике отдельные нормы Стандарта заведомо не выполнимы, для полноценного внедрения требований Стандарта GPP отсутствуют специальные методические указания по разработке СОПов, разъяснения по их описанию. Для выполнения требований к помещению и оборудованию требуются дополнительные затраты. Аптечная служба, да и оптовая тоже, не имеют вообще никаких льгот ни на свет, ни на тепло, ни на налоги, и другие сборы, ни на какие ресурсы, нет программ развития. Кредитные ресурсы при внедрении GDP и GPP необходимы, так как под 16-18 % банковской ставки проводить модернизацию очень накладно.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

КОСТАНАЙСКАЯ РПП

Предложение по решению проблемы:

Внести изменения и дополнения в нормативные правовые акты по вопросам применения Стандарта надлежащей аптечной практики (GPP).

Пути решения:

1. Направить предложение в МЗ РК. 2. В случае необходимости, провести совещание с заинтересованными госорганами, субъектами предпринимательства. 3. В случае одобрения, принять меры по внесению изменений в соответствующие НПА.

Дата включения в реестр:

2017-05-26 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2017-06-30 00:00:00

Ход исполнения:
02.06.2017; Подготовлен проект приказа о внесении изменении в Стандарт надлежащей аптечной практики, проект приказа направлен в Министерство здравоохранения РК
16.10.2017; Департаментом сферы услуг НПП РК направлены поправки по внесению изменений в Стандарт надлежащей аптечной практики Министерству здравоохранения РК. Отрабатывается с государственным органом.
28.05.2018; Касательно проблемы ущемления интересов производителей медицинской техники сообщаем следующее. По проблеме касательно преференций для отечественных товаропроизводителей при закупе медицинского оборудования: Правилами организации и проведения закупа лекарственных средств, профилактических (иммунобиологических, диагностических, дезинфицирующих) препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники, фармацевтических услуг для оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования, утвержденными Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 октября 2009 года № 1729 (далее-Правила) предусмотрен особый порядок осуществления закупа по долгосрочным договорам поставки у потенциальных поставщиков, имеющих производство медицинской техники. Кроме того согласно пунктам 166,167 Правил заказчики осуществляют закуп медицинской техники, входящей в список единого дистрибьютора с отечественными товаропроизводителями без согласования с уполномоченным органом в области здравоохранения или местными органами государственного управления здравоохранением областей, города республиканского значения и столицы и экспертной оценки лизингодателя. А медицинской техники, не входящей в список единого дистрибьютора только по согласованию с администратором бюджетной программы и (или) фондом на основании клинико-технического обоснования и технической спецификации. По проблеме касательно представления при закупе лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники в обязательном порядке нотариально-заверенных копий документов. Вышеуказанными Правилами данные требования исключены (пункты 64,113,212,462).
Решен/исполнен
Ответственный исполнитель:

Токсанбаева Асия Кайратовна

Эксперт 3 категории

ДЕПАРТАМЕНТ СФЕРЫ УСЛУГ

Руководитель подразделения:

Оспанова Жанна Оспановна

Директор

ДЕПАРТАМЕНТ СФЕРЫ УСЛУГ

Еншілес ұйымдар

Серіктестер